«Жизнь на воде» — это про авантюру, путешествия и свободу, она всегда была привлекательна, не так ли? Некоторое время назад плавучие здания и даже города получили широкое распространение в Европе: это было вызвано желанием жителей сэкономить на земельных налогах. Сегодня эта тенденция продолжает развиваться во многих странах Европы и США. Среди основных причин — прежде всего ограниченность земельных ресурсов и их высокая стоимость, а также активное развитие туризма. Соседство городов с крупными водными артериями — неоспоримое преимущество, которое стремятся использовать современные девелоперы. Такие проекты преобразования прибрежных зон меняют городскую архитектуру и позволяют максимально эффективно использовать пространство.
Дарья Белякова, архитектор, основатель и руководитель бюро ARCH(E)TYPE
Парк на острове Литл-Айленд
В мае текущего года в Нью-Йорке, в южной части Манхэттена, появился уникальный парк на острове Литл-Айленд. Проект как бы парит над рекой Гудзон, соединенный с берегом пешеходным мостом на 132 бетонных разновысотных колоннах, что создает образ холмистого рельефа. Площадь территории парка — более 10 тыс. кв. м, здесь предусмотрены сад, места для отдыха, сцена для выступлений, дорожки для пешеходов и велосипедистов.
Отель на воде
В Сербии архитектурное бюро Salt & Water разработало проект плавучего отеля с номерами-катамаранами. Гости смогут сами отчаливать и выбирать место для остановки, где можно рыбачить, купаться или просто наслаждаться окружающим пространством.
Бумажный остров
Архитекторы датского бюро COBE создали проект редевелопмента Кристиансхолма, или Бумажного острова, расположенного в самом центре набережной Копенгагена. Старые промышленные склады для хранения бумаги превратятся в зону притяжения общественной жизни города. Вместо них на облагороженной набережной появятся залы для проведения общественных мероприятий, закрытые зеленые дворы, кафе, рестораны, а над ними — жилые квартиры.
Плавучий рынок
В Амстердаме одна из главных достопримечательностей — единственный в мире плавучий цветочный рынок. Магазинчики расположены на баржах вдоль набережной. Сегодня рынок — не столько площадка для торговли, сколько место притяжения туристов и просто красочная локация города.
И об истории...
Первые хаусботы, или плавучие дома, в США появились еще в начале XX в. и получили широкое распространение из-за обилия озер. Сегодня они особо популярны как среди жителей, так и туристов. Хаусботы доступны на сайтах-агрегаторах по бронированию отелей. Многие проекты — настоящие архитектурные творения, которые могут посоревноваться между собой неповторимым стилем, уровнем комфорта и технологичностью.
Наши дни, наша страна
В России же развитие «жизни на воде» пошло другим путем. Несмотря на обилие водных пространств, «плавучие» общественные и тем более жилые проекты — большая редкость. Еще 10 лет назад на Москве-реке было множество дебаркадеров, в которых чаще всего располагались кафе и рестораны, однако сегодня их работа полностью запрещена. Несмотря на это, в последние несколько лет фиксируется новый всплеск интереса к «проектам на воде».
В Санкт-Петербурге в 2019 г. планировалось создание общественного пространства с плавучими ресторанами, отелями, лодочной станцией и сценой на территории Галерной гавани. К сожалению, петербуржцы не одобрили проект, и он был закрыт. В 2018 г. в Москве тоже предлагали создать сеть плавучих домов и отелей, однако задумка так и не была воплощена в жизнь. В начале 2021 г. премьер-министр Михаил Мишустин предложил ряду министерств и ведомств (Минприроды, Минстрою, Росприроднадзору, МЧС и Росреестру) продумать возможность использования хаусботов в России. Политики считают возможность жить на воде очень перспективным направлением. О растущей динамике спроса свидетельствует создание компании Houseboat, проектирующей плавучие дома по технологиям Дании, но ориентированные на российские условия.
У развития «жизни на воде» в нашей стране множество подводных камней. На данный момент статус плавучих домов не определен жилищным законодательством, а значит, и зарегистрироваться жильцам в них нельзя. Само судно можно зарегистрировать как маломерное в государственной инспекции. Практически отсутствует специфическая инфраструктура: заправочные станции, причалы, стоянки. Еще одна проблема — особенности климата. Например, Москва-река зимой замерзает, а в черте города запрещена свободная навигация. Несмотря на все сложности, перспектива развития у такого формата проживания в нашей стране все же есть. Плавучие дома, например, дешевле загородных коттеджей, но их жители так же чувствуют свободу от городской суеты. Девелоперам стоит обратить внимание на европейский опыт интеграции водного пространства в жизнь городов. Уникальные проекты могут стать центром общественной жизни и одной из главных достопримечательностей.
На обложке: Harbour Farm. источник: EFFEKT