Чтобы продлить праздничное настроение, HomeHunter поймал самых крутых знатоков загородного рынка и попросил их пофантазировать, что будет через 10–15 лет. Справедливости ради отметим, что некоторые наши эксперты даже к таким просьбам относятся со всей серьезностью и выдают очень даже интересную аналитику, которой мы спешим поделиться. Но чтобы преждевременно не углубляться в анализ и статистику, мы добавили в опросники немного хулиганства и романтики: спросили, о чем же наши эксперты мечтают для «загородки»?
Говорят, в Новый год все мечты сбываются. А о чем мечтают те, кто знает загородный рынок лучше всех? Не поверите: о счастье для всех, кому они строят!
Владислав Копица, основатель бизнес-экосистемы Open Village
(мечтает, что у каждой семьи будет свой дом, и прогнозирует развитие человеческих и интеллектуальных ресурсов)
Большинство моих мечтаний связано с развитием загородного рынка – в первую очередь через выставку домостроения Open Village. Я мечтаю, что через 10 лет на нее будут приезжать специалисты со всего мира, что через 30 лет она станет международной в самом широком смысле: свои дома на ней будут представлять все страны (а сам я буду с удовольствием наблюдать за этим и за работой своей команды со стороны). Надо ли говорить, что я от души желаю, чтобы у каждой российской семьи был свой прекрасный дом, – надеюсь, эта мечта сбудется хотя бы через 20 лет.
На что хочется надеяться? На то, что люди научатся ценить свою работу и работу специалистов в других областях. На то, что лидеры рынка ИЖС поймут: партнерство дает больше, чем конкуренция. Я верю, что через пять лет на рынке появятся молодые, образованные специалисты в разных строительных профессиях, при этом они будут достойно получать за свой труд.
А еще я готов делать ставку на то, что, несмотря на происходящие в мире события, Россия будет развивать свои человеческие и интеллектуальные ресурсы и всей планете от этого будет польза.
Владимир Митин, архитектор и основатель компании DRHouse EcoSystem
(мечтает о том, чтобы города строились не ввысь, а вширь, и прогнозирует сокращение количества недобросовестных застройщиков)
Жизнь в собственном загородном доме не идет ни в какое сравнение с жизнью в квартире! Это и большая разреженность (люди живут не так плотно), и «разряженность» (у каждого есть своя отдельная территория, где можно отдыхать). Как архитектор, я мечтаю о том, чтобы города строились не ввысь, а горизонтально – территории нам это вполне позволяют. Пусть будет малоэтажная застройка и множество парков, как в США, – качественная недвижимость служит фундаментом для укрепления общества.
Залогом действительно комфортной загородной жизни является качественная инфраструктура, начиная с досуга и заканчивая рабочими местами. Вот бы на работу не надо было ехать в центр Москвы, а можно было бы дойти пешком или доехать на велосипеде. И чтобы дети учились в современных школах по соседству, а не в соседнем районе, – да так, чтобы и кружки с секциями находились в одном с ними комплексе! По-моему, категорически неправильно, когда люди тратят по несколько часов в день на дорогу до работы. Я хотел бы, чтобы это изменилось: пусть у нас будет экологичная взвешенная окружающая среда. А еще я думаю, что через 3–5 лет люди вообще будут ходить на работу все реже: уже сейчас бизнес сокращает издержки на офисы. Кстати, это значит, что в скором времени наличие рабочего кабинета или даже отдельной рабочей зоны станет must have загородного дома.
Поселкам неплохо было бы внедрять объекты HoReCa, начиная с небольших отелей и залов, где можно организовать хоть деловую встречу, хоть празднование свадьбы, и заканчивая предоставлением сервисных услуг. Нечто похожее сегодня делает «Доброград», расположенный во Владимирской области.
Идеальный загородный дом будущего видится мне сразу готовым к проживанию. Покупатель сможет сразу после покупки заехать с чемоданом, а не как сейчас: сперва покупается коробка, затем нанимаются дизайнеры, приглашаются все новые и новые строители и приходится ввязываться в многолетнюю авантюру под названием «дострой дом».
Думаю, впредь будет становиться все меньше недобросовестных застройщиков. Это происходит благодаря вводимым государством программам для ИЖС (например, эскроу-счетам). В итоге слабые застройщики просто не получат финансирования и уйдут с рынка. Одной из важных задач государства мне видится необходимость делать загородный рынок более привлекательным.
Я знаю, что все это возможно! В ближайшие 5–10–15 лет ИЖС в России будет кратно увеличиваться, лишь бы инфраструктура развивалась (это несложно, хотя и другая парадигма). В итоге жизнь людей станет более здоровой и комфортной.
Сергей Колосницын, директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty
(мечтает о русских деревушках в альпийском стиле, прогнозирует увеличение количества городов-курортов)
Я давно уверен, что самый перспективный и правильный вектор развития загородной недвижимости – это города-курорты вроде «Завидово». Там есть все – от досуговой инфраструктуры до недвижимости, и все это для представителей разных социальных групп, которые в рамках огромной территории не просто уживаются, а взаимодействуют. Более того, там появляются рабочие места, и их занимают местные жители.
Загородная инфраструктура – это артерии, без которых сегмент не сможет развиваться. И главное для наших покупателей – это близость к качественным и современным школам, ведь это помогает «осесть» за городом и растить детей в более благоприятных условиях. Все чаще хорошие школы открываются там, где сконцентрирована элитная застройка, и это пойдет рынку на пользу.
Если же говорить о мечтах, то очень бы хотелось по максимуму сохранить природу. Не вырубать все под застройку, оставляя маленький зеленый клочок и лукаво назначая его «парком», а бережно встраивать жилые локации в природный ландшафт. Но пока, к сожалению, я вижу не очень хороший тренд: выходя на загородный рынок, городские застройщики переносят на него свои привычки к высокой плотности застройки. И это убивает всю идею загородного образа жизни. Переезжая за город, люди хотят простора, лесов, природы, а участки по 6 соток давно перестали быть предметом мечтаний для большинства из нас!
Сам же я, когда мечтаю о загороде, всегда представляю маленькую деревню в альпийском стиле: одна булочная, одна пивоварня, школа, кафе, где встречаются все жители… И вокруг этой маленькой уютной деревушки с единственной центральной улицей на много километров простираются леса и горы, реки и озера – все, без чего на самом деле человек жить не может. И пусть мегаполисы растут, пусть в них появляются небоскребы и увеличивается плотность застройки – посмотрите хоть на карту России: у нас так много земли, что можно позволить развиваться по обоим векторам не в ущерб интересам и горожан, и любителей загородной жизни!
Константин Пискун, член правления Ассоциации деревянного домостроения
(мечтает о невмешательстве государства в экономику и бизнес и прогнозирует развитие загородной аренды)
Думаю, в будущем удаленные от города коттеджные и дачные поселки переориентируются под аренду. Логично, что ради этого их переформатируют в рекреационный формат – будет важно, чтобы арендаторы могли хорошо отдохнуть в таких поселках. А вот содержать дачу, используя ее не более 30% времени в году, для собственников станет непозволительной роскошью. В итоге дачи будут максимально вовлечены в коммерческий оборот. Финансирование под такие проекты постепенно станет доступнее, так что со временем загородный девелопмент сосредоточится на формате арендных проектов. В свою очередь горожанам и жителям пригородов будет выгоднее проводить отпуска в таких поселках с сервисно-курортной инфраструктурой, чем владеть своими дачами, круглый год оплачивая их содержание.
А мечтаю я о том, чтобы государство… «забыло» про загородный рынок и как можно меньше вмешивалось бы в экономику и бизнес!
Валерий Лукинов, учредитель экспертного клуба «Загородный девелопмент»
(мечтает, чтобы родители уделяли детям больше внимания, и прогнозирует великое загородное переселение)
Я бы очень хотел, чтобы при огромных просторах России большинство (хотя бы 80%!) жили за городом в своих собственных домах. Как показывает практика, в семьях, переезжающих за город, дополнительно к имеющимся детям рождаются еще от одного до трех малышей! Таким образом, и проблемы демографии будут решены!
Давая прогноз на отдаленное будущее, я бы делал ставки на изменение восприятия коттеджных поселков. Изменится их привычное понимание современным обывателем – теперь это будут просто пригороды, которые фактически объединяют города.
При этом уровень комфорта будет отнюдь не деревенским! Появятся городские инженерные сети и городская же инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники и больницы. Большая часть жителей будет работать удаленно, поэтому отпадет нужда ехать в пыльный, удушливый город (до которого, тем не менее, можно будет добраться на скоростных поездах за 20–30 минут). Хотелось бы, чтобы жители уделяли много внимания детям, чтобы была возможность быть с ними и наедине с природой, наполняясь энергией лесов, водоемов, любуясь первозданной красотой. В итоге, думаю, средний возраст загородных жителей будет несравненно выше, чем у городских, в том числе за счет экологии.
Главный редактор HomeHunter Юля Гавриш
(мечтает не о загородном рынке)
«В той или иной ипостаси я работаю на загородный рынок добрый десяток лет. Когда-то мне довелось объехать все новые поселки Подмосковья в массовом сегменте, затем выпала честь увидеть изнутри Рублевку и Новую Ригу, курорты, клубные проекты с гольфом и чуть ли не выходом в открытое море (судя по рекламным буклетам). Все это время меня спрашивали друзья и коллеги – а какой поселок ты бы выбрала для себя? Каждый раз я задумывалась и отвечала: «Никакой». И дело не в том, что я слишком разборчива, а в том, что по образу жизни мне больше подходит город. Как бы ни тянуло меня к заснеженным елям под Новый год, сказочному теплому камину, к окошку, за которым в сугробах копаются дети, собаки и коты (лучше – соседские), фантазию омрачает та смертельная скукотища, которая станет неизбежностью… И да, виной тому – отсутствие инфраструктуры (не нужен мне гольф!).
Об инфраструктуре эксперты говорят постоянно, но мне бы хотелось подсветить вот такой момент. Инфраструктура – это по сути своей такой же бизнес-организм, как организм девелопера или брокерской компании. Он рождается в ответ на спрос и растет по мере того, как его кормит рублем потребитель продуктов и услуг. Увы, умирает он так же. За годы стагнации загородного рынка, выпавшие на 2010–2019 гг. (до момента пандемии), произошло следующее: девелоперы перестали строить, произошел отток покупателей, те, кто собирались перебраться в город, перебрались, те, кто хотели купить дом, переметнулись на активно развивающийся рынок крутых новостроек, новых жителей не появилось, и бизнес стал умирать. Пандемия (а точнее локдаун) стала поворотной точкой, перевернувшей мировоззрение даже таких, как я, и тех, других, которые хотят и могут. Спрос растет, загородный рынок вполне может пережить новый виток роста и вернуть не только конечного покупателя недвижимости, но и бизнес в лице рестораторов, представителей ритейла, операторов развлекательных, оздоровительных и каких угодно еще центров. И, конечно, тех, кто займется детским образованием. Ну в это я прям-таки верю.
А вот про мечты… Пусть в мире уже, наконец, прекратят строить мракобесные человейники и вернутся к старым добрым традициям – жить на своей земле в одно-двухэтажных домах. Честно говоря, я бы даже предпочла в городе иметь не квартиру, а небольшую усадьбу. В Москве так много подходящих старых неотреставрированных особняков с призраками и лепниной, где я вполне могла бы достойно встретить старость… Могу я хоть раз в год помечтать вслух?