За всю свою многовековую историю Москва неоднократно увеличивалась в размерах и расширяла границы. Первоначально город занимал лишь территорию нынешнего Кремля, возле которого селились ремесленники и крестьяне. В начале XVI в. границей города стала мощная стена Китай-города, а в конце того же столетия чертой Москвы стало нынешнее Садовое кольцо. В первой половине XVIII в. город вырос до границ Камер-Коллежского вала, о чем до наших дней нам напоминают названия Сущевского, Богородского, Рогожского, Серпуховского и других валов. В 1920- е гг. к Москве присоединились села и деревни в границах нынешнего Третьего транспортного кольца, а к 1960 г. территория Москвы была заключена в объятия Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). С того момента столица расширялась только за счет городов и территорий, которые несли важные научно-хозяйственные функции и были необходимы Москве. Это город Зеленоград, поселки Некрасовка и Внуково.
В 2012 г. произошло самое масштабное расширение Москвы за всю историю города, в результате которого его площадь была увеличена примерно в 2,4 раза, а часть его границ вплотную подошла к Калужской области. За счет этого российская столица стала крупнейшим по площади городом в Европе. Все московские расширения приводили к тому, что загород со временем постепенно становился городом, в который вливались бывшие усадьбы аристократии и купечества. Множество подмосковных владений принадлежало представителям российской родовитой знати и прославленным высшим военным чинам. Во второй половине XIX в., после отмены крепостного права, большинство из них были вынуждены продать свои усадьбы и перебраться в более отдаленные от города места. Их имения приобретало разбогатевшее купечество, чьи заводы и фабрики набирали тогда свои производственные обороты. Пожалуй, только одному человеку – графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву – удалось содержать и сохранить в своей собственности до революции богатейшие подмосковные усадьбы Кусково, Михайловское, Введенское, Остафьево и Фонтанный дом в Петербурге.
«Оставь его …»
В окрестностях Щербинки расположена роскошная усадьба Остафьево. Про ее название туристам рассказывают смешную легенду, которая связана с пребыванием в этих местах знаменитого русского поэта А. С. Пушкина. Якобы однажды, в один из своих приездов, Александр Сергеевич подъехал к парадному входу и поспешил подняться по лестнице, чтобы поскорее встретиться со своим другом Петром Андреевичем Вяземским. Слуга спросил поэта, что делать с его экипажем (парковать или нет), и Пушкин ответил: «Оставь его!» На самом деле это место получило свое название еще в XVII в., по фамилии своего владельца – московского стрельца Родиона Григорьева сына Остафьева.
В конце XVIII в. Остафьево купил видный российский чиновник князь Андрей Иванович Вяземский. В течение четырех лет он путешествовал по Европе, прославился там своими любовными похождениями и роскошными балами на 200 персон. Во время своего заграничного вояжа Вяземский познакомился с прекрасной жизнерадостной ирландкой Дженни О’Рейли, которая была замужней леди. Андрей Иванович увез ее от мужа в Россию, с большим трудом добился для нее развода и венчался с ней в 1786 г. Этот брак не одобрили родственники, и в пылу ссоры с отцом, который не простил сыну женитьбу на иностранке, Вяземский продал наследственное имение Удино и взамен купил Остафьево, в котором построил роскошный дворец.
Сын Вяземского Петр осиротел в 16 лет. Опекунство над ним отец завещал другу и родственнику, мужу его внебрачной дочери – Николаю Михайловичу Карамзину. Знаменитый историк и писатель прожил в Остафьеве 12 лет; здесь он трудился над созданием своего многотомного сочинения «История государства Российского». Петр Андреевич Вяземский стал поэтом, литературным критиком, историком, переводчиком и видным государственным деятелем. Он был одним из основателей и первым председателем Русского исторического общества. С Пушкиным его связывала теснейшая дружба, поэт неоднократно бывал здесь в гостях. Однажды на святочной неделе в январе 1831 г. в Остафьеве собралось множество прекрасных гостей, и Пушкин назвал это место «русским Парнасом», сравнив подмосковные просторы со священной горой Аполлона в Греции, где пребывают музы.
В дальнейшем владельцем усадьбы стал потомок семьи Павел Петрович Вяземский – историк литературы, археограф, коллекционер и знаток русской старины. При нем усадьба частично стала музеем. Его дочь Екатерина вышла замуж за графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Он сохранил в доме уникальную коллекцию мебели, книг, монет, а в 1899 г. открыл здесь один из первых общедоступных музеев Пушкина. После революции усадьба стала музеем быта первой половины XIX в. В 1930 г. музей решили закрыть, всё роскошное убранство и мебель положили в ящики и увезли, многое побили и сломали и разместили в ней детский лагерь на 3000 пионеров. А после войны до 1988 г. в Остафьеве находился Дом отдыха Совета министров СССР.
В наше время Остафьево – это мемориальный литературно-исторический музей с огромной территорией прекрасного садово-паркового ансамбля, липовой аллеей, сосновым бором и березовой рощей. Центром этого великолепия является главный усадебный дом, где расположены парадные комнаты, двухсветный овальный зал, столовые с картинами XVI–XVIII вв. и раритетными предметами декоративно-прикладного искусства, кабинеты, библиотека, спальни и вестибюль, превращенный Вяземскими в картинную галерею.
Остафьево прославилось еще и тем, что там впервые в окрестностях Москвы в начале XIX в. произошло благополучное приземление воздушного шара с человеком «на борту». 20 сентября 1803 г. в Крутицах собралось невероятное количество людей, чтобы посмотреть на невиданное для москвичей зрелище. Известный французский аэронавт Андре Жак Гарнерен после двух удачных полетов в Петербурге решил показать это зрелище и Москве. Многие опасались и говорили, что ничем хорошим это не кончится. Чтобы доказать безопасность полета, француз привязал к маленькому шару «кошку с зонтиком, а к привязи - фитиль, который через несколько минут, догорев и пережегши привязь, освободил от шара кошку, и она с зонтиком сохранно спустилась на землю…». Потом Гарнерен поднялся на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом, с поля у Крутицких казарм и опустился недалеко от подмосковной усадьбы князя Вяземского в Остафьево. Обо всем этом в том же 1803 г. в Москве вышла книга «Подробности трех воздушных путешествий, предпринятых г. Гарнереном в России».
Родовое гнездо
По соседству с поселком Шишкин Лес на берегу реки Пахры находится старинная усадьба Михайловское. Она была устроена в конце XVIII столетия генералом-аншефом, тульским и рязанским наместником Михаилом Никитичем Кречетниковым. Главный двухэтажный дом с протяженным фасадом был построен предположительно по проекту известного русского архитектора И. Е. Старова в стиле французского классицизма с мезонином, причудливыми решетками балконов, тонкими белокаменными деталями на фасаде и вензелями «М. К.» на балконах. Это одна из лучших построек раннего классицизма в Подмосковье. Внутренняя планировка пространства была характерна для своего времени: на верхнем этаже простиралась анфилада парадных комнат овальной формы с круглым двусветным залом посредине. По обе стороны от дома появились симметрично стоящие две двухъярусные башни, в одной из которых была сушильня, а в другой – колокольня усадебной церкви. Хозяйственные службы и домовая церковь в честь небесного покровителя владельца, Михаила Архангела, были соединены с домом переходами. На территории усадьбы были пруды с плотиной, липовый парк, павильоны, беседки, фонтан и служебные строения.
Вот что писал посетивший усадьбу писатель и философ Андрей Тимофеевич Болотов:
«Я нашел у наместника тут прекрасный каменный дом... и распрекраснейшую усадьбу. Он жил тут как бы какой английский лорд, и всё у него прибрано тут по-боярски. Позади дома находился регулярный сад со множеством беседок и разных домиков, а перед домом обширное место с несколькими прудами, а за ними увидал реку Пахру, протекающую прекрасной излучиной, а за оною и по сторонам прекрасный лес и рощи. Словом, положение места было пышное и такое, что я инако оное, равно как и всё то, что им сделано было, хвалить должен».
В 1812 г. Михайловское приобрела фаворитка графа Алексея Орлова-Чесменского Мария Семеновна Бахметева (урожденная Львова). В 1826 г. владельцем имения стал ее племянник из нетитулованной ветви рода Шереметевых – участник Бородинской битвы, чиновник архива Иностранной коллегии и глава совета Шереметьевской больницы (Странноприимного дома) Сергей Васильевич Шереметев. Его многочисленная семья с 10 детьми из-за стесненного материального положения была вынуждена жить в усадьбе не только летом, но и зимой. По воспоминаниям современников, Шереметев был «человек чистой и добрейшей души, счастливый отец многочисленной семьи; добродушный и хлебосольный, он собирал вокруг стола своего всех без различия званий и положений; чуткий и коренной русский человек, он отличался простодушием и верностью семейным преданиям».
Обитатели Михайловского обожали музыку, играли на фортепьяно и с удовольствием исполняли произведения хозяина. Впоследствии его младший сын Борис стал довольно известным композитором и сочинил музыку знаменитого романса на стихи А. С. Пушкина «Я вас любил». Этот и другой известный романс Б. С. Шереметева «Средь шумного бала» на стихи А. К. Толстого и сегодня входят в репертуар всех классических вокалистов.
В 1834 г. в возрасте 48 лет Сергей Васильевич Шереметев скончался и оставил свое большое семейство практически без состояния. Его вдова Варвара Петровна вынуждена была дать объявление о продаже имения: «Московской губернии, Подольского уезда, село Михайловское с деревнями в 42 верстах от Москвы. Земли в едином владении 700 десятин, по 8 ревизии 100 душ крестьян в хорошем положении, отлично добрые, нравственные». Усадьбу купил представитель древнего дворянского рода Алексей Сергеевич Мусин-Пушкин. Он был одним из старшин (совет руководителей) Московского английского клуба, слыл знатоком в гастрономии и без «него не обходился ни один показной старшинский обед, как и не было тонкого политического обеда в Москве без участия Алексея Сергеевича». В Михайловском в теплицах и оранжереях Мусин-Пушкин стал выращивать сочные сливы и персики чудесного вкуса, которые, по словам современников, «таяли во рту, и хозяин говорил о них с чувством умиления». Но в 1860-х гг. из-за отмены крепостного права и в связи с большой занятостью А. С. Мусина-Пушкина в качестве члена Московской городской думы хозяйственная деятельность в усадьбе замерла, и она пришла в запустение.
В 1870 г. имение вновь покупает представитель шереметьевского рода – русский общественный деятель, историк, коллекционер и богатейший землевладелец Сергей Дмитриевич Шереметев. Новый хозяин активно благоустраивает Михайловское и его инфраструктуру. Он распоряжается посадить много хвойных деревьев, обновить и расширить фруктовый сад, заложить питомники, разводить рыбу и домашнюю птицу, построить небольшую больницу с амбулаторией и родильный приют. По обеим сторонам от главного дома по проекту Н. В. Султанова были построены новые корпуса, где Шереметев разместил свою библиотеку и картинную галерею. В усадьбе всегда кипела жизнь: играла музыка, устраивались концерты и спектакли, в которых принимали участие все домочадцы. Супруга владельца Екатерина Павловна (урожденная княжна Вяземская) создала в Михайловском небольшой ботанический сад и за это была избрана почетным членом Русского ботанического общества. Именно здесь, а не в родовом Кускове или Останкине, Шереметевы проводили каждое лето, справляли именины и занимались охотой. Сергей Дмитриевич писал: «С 1870 г. Михайловское служит нам дорогим убежищем, родным и памятным. Здесь протекали лучшие годы жизни, и здесь же наросло и стало на ноги молодое поколение».
В 1918 г. усадьбу национализировали и открыли там музей дворянского быта. В 1920-е гг. в графских интерьерах расположился дом отдыха Общества политкаторжан. Боковые башни-павильоны и домовую церковь, построенные еще при ее первом владельце Кречетникове, снесли. В послевоенное время здесь размещался санаторий Министерства угольной промышленности. В настоящее время усадьба находится в частной собственности.
Грузины в Красной Пахре
На высоком берегу речки Страдани, перед впадением ее в реку Пахру, образовалось поселение под названием Красное, что в старину означало «красивое». Усадьба с таким названием впервые упоминается в документах первой трети XVI в. как вотчина семьи Паховых. Во времена правления Ивана Грозного эти земли отошли в казну и затем были пожалованы кабардинскому князю, московскому воеводе и боярину Борису Камбулатовичу Черкасскому и его сыну Ивану. Во второй половине XVII в. владельцами сельца Красное стали ближайшие родственники царя Алексея Михайловича Романова по первой жене – бояре Милославские. С этой семьей породнился царевич Александр Арчилович Имеретинский из древнейшего царского рода Багратионов. Он был ровесником будущего императора Петра, с детства принимал участие в его военных играх, а затем сопровождал царя в первом его путешествии за границу. Имеретинский тщательно изучил артиллерийское дело, и именно ему затем было поручено модернизировать и реорганизовать всю русскую артиллерию.
Александр Арчилович принял активное участие в начале войне со Швецией. В битве при Нарве в 1700 г. он командовал русской артиллерией и попал в плен на несколько лет. Именно в это время его отец, царь Кахетии и Имеретии Арчил Вахтангович, чтобы сын остался в живых, распорядился построить в селе церковь во имя Иоанна Богослова, которая сохранилась до нашего времени. Церковь была достроена и освящена 7 августа 1705 г. Александр Имеретинский провел в плену 10 лет и вскоре после Полтавской битвы был отпущен на волю. Однако по пути в Россию в 1711 г. он скончался, а церковь стала местом молитв местных жителей. В середине XIX в. к основному объему храма, представляющему собой традиционный для своего времени «восьмерик на четверике», пристроили парные колокольни, между ними сделали парадный вход с белокаменной лестницей и портиком с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном. В таком виде храм дошел до наших дней, в нем периодически совершаются богослужения.
Во второй четверти XVII в. усадьба Красное перешла к другому сподвижнику Петра I – генерал-майору артиллерии, грузинскому князю Егору Леонтьевичу Дадиани, родоначальнику российской ветви князей Дадиановых. В следующем столетии ею владели представители знатного рода князей Салтыковых. При них был возведен главный дом с флигелем и устроен пейзажный парк с прудами. В начале ХХ в. усадьба принадлежала министру финансов графу С. Ю. Витте и крупному землевладельцу Фомичеву. В настоящее время усадьба находится в частной собственности; ее нынешние хозяева провели масштабную реставрацию главного дома постройки второй четверти XVIII в. Сохранились южный флигель и пейзажный парк с прудами, который можно посетить по предварительной договоренности. Рядом с усадьбой и храмом находится прогулочная зона к рекам Страдань и Пахра.
Голландия в Новой Москве
На территории старинной усадьбы Вороново расположен одноименный санаторий, который находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Многие исследователи считают, что первым известным владельцем села Воронова был Александр Иванович Волынский, служивший при дворе Ивана III и получивший прозвище «Вороной», поэтому его потомки стали именоваться Вороновыми-Волынскими, а принадлежавшее им село стало называться Вороновым. Одним из владельцев имения был Артемий Петрович Волынский. Он занимал серьезные государственные должности при Петре I, Екатерине I, Петре II, а при Анне Иоанновне был назначен кабинет-министром. На этой должности он начал бороться с обилием иностранцев при дворе. В результате он был обвинен за это в организации государственного переворота и участии в заговоре против фаворита императрицы Эрнста Бирона. Артемия Петровича казнили, а все его имения были конфискованы. После вступления на престол в 1741 г. государыня Елизавета Петровна отменила приказ о конфискации и вернула Вороново дочери Волынского – Марии Артемьевне.
Она вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова. После женитьбы муж вышел в отставку и поселился в Воронове. В 1760-е гг. он начал строительство главного усадебного дома, а завершил начатое его сын Артемий – крестный отец А. С. Пушкина. Огромный дворец с восьмиколонным портиком получил свое роскошное классическое оформление благодаря знаменитому архитектору Николаю Львову. В 1770-х гг. талантливый зодчий К. И. Бланк, выполнявший почти все заказы графа, построил на берегу пруда изящный парковый павильон – Голландский домик и храм Спаса Нерукотворного. В 1775 г. во время своего приезда в Москву усадьбу посетила Екатерина II, она прибыла туда с известной личностью российского просвещения Екатериной Романовной Дашковой, племянницей владельца усадьбы.
Впоследствии обстоятельства сложились для Артемия Ивановича неблагоприятным образом: он разорился и в 1800 г. вынужден был продать свое имение Федору Васильевичу Ростопчину. Граф развернул в своей вотчине масштабную хозяйственную деятельность: он организовал здесь конный завод, заказал из Италии мраморные статуи для парка, а для дома – изящную мебель, вазы, фарфор и гобелены из Европы. В мае 1812 г. Ростопчин был назначен военным губернатором и главнокомандующим Москвой. Покидая древнюю столицу перед приходом Наполеона и его армии, он приказал уничтожить свой дом, «чтобы он не был осквернен вашим присутствием». Только в середине XIX столетия его сын построил новый скромный дворец.
В конце 1870-х гг. усадьбу приобрел граф Александр Дмитриевич Шереметев, а затем его брат Сергей (владелец Остафьево) ее выкупил и подарил в качестве приданого своей дочери Анне. После революции усадьбу национализировали, и там в разные годы размещались Профтехшкола, Школа офицеров, госпиталь, Дом отдыха горняков и Всесоюзная академия сельхознаук. В 1966 г. там был устроен элитный дом отдыха Госплана СССР. В 1974 г. по проекту архитекторов И. З. Чернявского и И. А. Василевского был построен новый санаторный корпус, который является шедевром советского модернизма.
Усадьба «китайского съезда». В поселке Первомайское возле реки Десны расположена усадьба Старо-Никольское. Это имение было основано приближенным царя Алексея Михайловича боярином Федором Михайловичем Ртищевым еще в XVII в. и затем принадлежало семье вплоть до 1780-х гг. От этого времени сохранился до наших дней великолепный храм Святого Духа, возведенный в 1709 г. До этого там располагался древнейший Никольский монастырь с одноименным храмом. При Ртищеве монастырь был упразднен, церковь стала приходской, а место стало называться селом Никольским (или Старо-Никольским). В конце XIX в. к храму была пристроена шатровая колокольня с псевдорусскими деталями. Главный усадебный дом в ампирном стиле был построен в начале XIX в., когда владение находилось в собственности храброго полковника, участника войны 1812 г. Ивана Петровича Мусина-Пушкина. Устроенная им усадьба включала в себя главный дом, флигель, ледник, прачечную, контору и церковь. На территории был разбит большой парк с каскадом прудов, ручьем, дорожками, трехарочным мостом и липовой аллеей. Во время Бородинского сражения полк под командованием И. П. Мусина-Пушкина выстоял под ударами 400 орудий противника и смог отразить нападение. А пока он воевал и гнал неприятеля восвояси, в его имении квартировала кавалерия наполеоновского маршала Мюрата. В декабре 1816 г. Иван Петрович попросился в отставку, вскоре после чего стал наследником нескольких имений дяди и тети и занялся управлением этими и своими владениями. В советские годы постройки усадьбы использовались под жилье и магазин.
В 2015–2016 гг. одна китайская фирма реконструировала главный усадебный дом, и с того времени в нем располагается структурное подразделение Китайского культурного центра с постоянной выставкой, посвященной 6-му съезду Коммунистической партии Китая. Согласно легенде, в 1928 г. этот съезд состоялся именно здесь, так как на родине к власти пришла консервативная партия Гоминьдан и коммунистов преследовали и уничтожали. Поговаривают, что на этом съезде Мао Цзэдун постановил создать китайскую Красную армию. С тех пор это место для китайцев стало священным.
Кино и олени
Сохранившийся до наших дней усадебный комплекс «Валуево» сформировался к концу 1810-х гг. Первоначально здесь находилось село Покровское, принадлежавшее братьям Окатовым и названное так по одноименному сельскому храму. Согласно сохранившемуся преданию, один из братьев был лежебокой и за это получил прозвище «Валуй». Его потомок, сподвижник московских князей дьяк Григорий Леонтьевич Валуев, устроил здесь усадьбу, а в 1622 г. подарил ее замужней дочери княгине Марфе Григорьевне Мещерской. В начале XVIII в. Валуево купил влиятельный царедворец, глава тайной канцелярии Петр Андреевич Толстой. В 1742 г. его наследники продали имение генерал-аншефу и обер-гофмаршалу Дмитрию Андреевичу Шепелеву. При нем были построены деревянный одноэтажный особняк и каменная усадебная церковь во имя Покрова Богородицы, снесенная в советское время.
Шепелев скончался бездетным, и Валуево отошло внучке знаменитого пастора Глюка – Марии Родионовне Кошелевой. Она была назначена Елизаветой Петровной на должность фрейлины княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), но за интимную связь с мужем любимой двоюродной сестры императрицы Н. Н. Чоглоковым была отправлена в отставку. Кошелева завещала имение своей племяннице, известной светской барыне княжне Екатерине Волконской, которая была замужем за состоятельным графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Он занимал высокую должность обер-прокурора Святейшего Синода, стоял во главе Императорской российской академии, был президентом Академии художеств, занимался историческими исследованиями и страстно коллекционировал предметы старины. В результате он создал крупнейшее в России частное хранилище древностей, в котором были черновики писем выдающихся людей, личные записки Петра I, древнерусские летописи и рукописи, старопечатные книги, отечественные и иностранные монеты и медали, картины великих художников, уникальные вещи и документы.
Именно при графе в начале XIX в. создается этот компактный, гармоничный и цельный усадебный ансамбль. Деревянный двухэтажный господский дом построен на кирпичном сводчатом подклете и соединен сквозными галереями с двумя боковыми флигелями: в правом размещался театр (по другим сведениям – людская), а в левом – кухня. Стены здания оштукатурены под камень, что было довольно популярно в то время. Фасад дома украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Вершиной здания служит небольшой бельведер, который вносит дополнительную красоту и гармоничность в это превосходное создание неизвестного архитектора. На первом этаже дома располагались залы для приемов и обширный вестибюль с выходом в парк. На высоком обрыве над речкой Ликова, куда ведет старинная липовая аллея, был построен Охотничий домик с тосканским портиком, напоминающий концертный зал в Царском Селе. А под ним устроен романтический валунный грот, выложенный диким камнем и ракушечником.
В конце XVIII в. Алексей Иванович вышел в отставку и поселился в Москве, перевезя из Петербурга свою коллекцию. К страшному сожалению всей российской общественности собрание древностей и его личный архив ежедневных записей почти полностью погибли в пожаре 1812 г. Через 5 лет после этих событий граф скончался, и управление всеми семейными имениями взяла на себя его супруга Екатерина Алексеевна. Она была очень властной, деловой и расчетливой женщиной, умела проводить разные финансовые операции, пользоваться связями и страстно любила карточные игры. С 1823 г. зимой она жила в Москве, а летом – в Валуеве. Здесь было всегда много народу: приезжали отдохнуть дети, внуки, соседи и знакомые графини, которых она хлебосольно и радушно принимала. Здесь часто устраивались танцевальные вечера, играли в забавные игры, разгадывали шарады и веселились от души. Но это счастье продолжалось недолго… В 1829 г. Екатерина Алексеевна потеряла от чахотки двух своих дочерей. Она не смогла пережить это горе и в конце того же года умерла.
Валуево перешло в собственность сына Мусиных-Пушкиных – Владимира Алексеевича, который жил здесь редко, однако есть сведения, что он принимал в имении Пушкина и Баратынского. Как и его мать, он был заядлым игроком, но чаще проигрывал, чем наоборот. Он обожал свою супругу красавицу Эмилию Карловну, покупал ей без счета дорогостоящие наряды и оказался в больших долгах. Однако во время его владения усадьбой в Валуеве были устроены дошедшие до наших дней роскошные каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх к специальному резервуару и от него стекала вниз через пруды к реке. Каскад состоял из трех прудов: верхнего – Красного, среднего – Золотого и нижнего – Темного. В 1856 г. имение выкупили представители известной семьи Святополк-Четвертинских. В то время парадный въезд в усадьбу получил новые оригинальные ворота с легкой чугунной решеткой и фигурами скачущих оленей. На углах ограды высятся две круглые башни в псевдоготическом стиле с белокаменным декором, которые появились, возможно, еще при графе В. А. Мусине-Пушкине. В 1860-х гг. с двух сторон парадного входа главного дома были установлены чудесные металлические львы.
После отмены крепостного права старинные дворянские усадьбы стали переходить в руки купцов и предпринимателей. В 1880-х гг. Валуево приобрел купец первой гильдии Дмитрий Семенович Лепешкин. Он управлял «Товариществом Вознесенской мануфактуры», был собственником банкирской конторы в Москве и щедрым благотворителем. При нем в усадьбе была построена водонапорная башня, пристроены балконы к боковым флигелям главного дома. В 1885 г. владелец основал здесь хорошо оборудованную лечебницу, которая работала в теплое время года с мая до начала октября.
Во время Гражданской войны в 1920-е гг. Валуево национализировали, мебель и предметы утвари вывезли, разместили там «дом отдыха для московских рабочих», а потом профилакторий Внуковского аэродрома. Во время битвы за Москву в усадьбе расквартировали полевые подвижные госпитали. В северной части парка находится братская могила воинов, умерших в этих госпиталях. В 1962–1964 гг. под руководством выдающегося реставратора Георгия Алексеевича Макарова были произведены капитальная реставрация старых строений и приспособление их под санаторные нужды. В ходе этих работ были ликвидированы пристройки к господскому дому, сделанные при Лепешкиных, но были сохранены некоторые декоративные элементы в интерьерах. С того времени на территории усадьбы открылся ведомственный санаторий Главмосстроя.
Валуево воспринимается как настоящее дворянское гнездо, в котором история одного рода наслоилась на историю другого, но при этом каждая из них бережно сохранена. Усадьба неоднократно являлась роскошным местом съемок известных отечественных фильмов – «На подмостках сцены» (по водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»), «Гусарская баллада» (по пьесе А. Гладкова «Давным-давно»), «Война и мир» (по одноименному роману Л. Толстого) и «Мой ласковый и нежный зверь» (по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте»). Сейчас в усадьбе Валуево можно прекрасно отдохнуть, подлечиться, отметить важное событие и насладиться в полной мере нетронутым романтизмом этого чудесного места.
Эти великолепные места и усадьбы – далекие свидетельства того, что к недвижимости их владельцы и созидатели относились не только как к излюбленным местам жизни и отдохновения, но и как к истинному искусству, которое услаждает взор и ублажает душу.
Обложка: Вельц Иван Августович "Первый снег".