Почти во всех больших городах есть уголки-сказки, где стоят дома, глядя на которые хочется стать художником или написать сказку о прекрасных дамах и благородных рыцарях. Талия становится уже, движения – плавнее, и где-то в конце улицы проглядывает силуэт и слышен рык дракончика. И даже когда из-за поворота вместо дракона появляется оранжевая машина с надписью «Искусство ухоженных дорог», это не очень разочаровывает – первое слово все же искусство, а воображение дорисует что надо.
Сказочные уголки, дома и улицы городам подарил короткий период в конце позапрошлого – начале прошлого века. Сухие искусствоведческие тексты четко описывают стиль эпохи: «Модерн, стиль модерн, «новый стиль» – так чаще всего именовали в России современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1890–1900-х гг., обнаруживавшее видимое сходство с называвшимися по-разному общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах – Art Nouveau, Jugenstil, Modern style и т. д., противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов. Не менее принципиальна для модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить дух современной ему эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим стилям прошлого (Борисова, Стернин. «Русский модерн»)».
По словам директора управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE) Анны Раджабовой, ряд домов в стиле модерн можно отнести к элитному сегменту и спрос на такую элитную недвижимость, бесспорно, присутствует. Причем, считает эксперт, их выбирают как те, кто хочет жить в престижном месте, так и непосредственно поклонники данного направления в архитектуре. «Конечно, среди клиентов встречаются любители именно этого архитектурного стиля. Их привлекают необычное (нередко асимметричное) оформление фасадов с колоннами и нестандартный декор в подъездах. Безусловно, важным фактором выступает и район: большинство таких домов расположены в центре города: в Хамовниках, Пресненском и Тверском районах, на Арбате», – говорит Анна Раджабова.
Разумеется, для некоторых покупателей важна и история. Так, на Пречистенке расположены два поистине великолепных дома: д. 1 (тот самый «дом с рюмкой») и д. 28 (доходный дом купца Исакова). Эти объекты выступают яркими представителями стиля модерн, а также связаны с рядом известных людей, проживавших или посещавших их. Этим и обусловлена их популярность среди ценителей подобной архитектуры.
«Стиль модерн или его более привычная вариация ар-нуво – один из любимых покупателями московской элитной недвижимости», – считает архитектор, партнер бюро Blank Architects Лукаш Качмарчик. Несколько лет назад компания проводила исследование элитного рынка жилья и вкусов его покупателей, и большинство клиентов выделили классицизм и ар-нуво. Проекты в этих стилях или стилизованные под них востребованы, говорит архитектор. Это, как правило, клубные дома с малым количеством квартир, приватные, позволяющие жителям не пересекаться с соседями (а в больших пентхаусах – даже с членами семьи) за счет нескольких выходов и изолированности комнат. Кроме того, дома в стиле модерн отвечают запросу покупателей элитной недвижимости на «историю»: они не просто располагаются в центре Москвы, но и могут представлять собой объекты реконструкции, либо построены на месте существовавших исторических особняков и вписаны в окружающую застройку за счет выбранной стилистики.
Стиль модерн в таких домах, продолжает Лукаш Качмарчик, формируется преимущественно в экстерьере: это может быть характерное оформление фасадов с мозаикой, эмалью или росписью, выбранные характерные цветовые решения, архитектурные формы, отсылающие к застройке соответствующих районов Парижа в этом стиле. Но внутри дома, как правило, спланированы классическим образом: малое количество квартир на этаже, большие атриумы и общие зоны с каминами – все это характерно для элитной недвижимости в любом архитектурном стиле.
Примерно такая же ситуация и с модерном в Петербурге. «Есть категория покупателей, которые хотят жить именно в таких домах. Их выбирают за уникальную архитектуру и оригинальные фасады, за красоту натуральных материалов, которые использовались для строительства, сохранившиеся внутренние интерьеры парадных. Второй момент – это исторический контекст. Каждый доходный дом имеет интересное прошлое и связан с какой-нибудь известной личностью», – говорит коммерческий директор GloraX Руслан Сырцов. Кстати, в Петербурге число зданий в стиле модерн, наверное, еще больше. Управляющий партнер ГК «Омакульма» Константин Пороцкий говорит о 1,5 тыс. домов в Петербурге в стиле модерн. В городе, объясняет эксперт, есть целые районы – заповедники модерна: бум застройки города пришелся на конец XIX – начало XX вв., когда существовала мода на модерн, поэтому очень много подобной застройки на Петроградской стороне, в Адмиралтейском районе. «Тогда было очень много денег, строили целые ансамбли в стиле модерн», – говорит эксперт.
К самым интересным Руслан Сырцов относит дом Лидваля в начале Каменноостровского проспекта, знаменитый особняк Кшесинской или ансамбль Австрийской площади, дом Розенштейна, доходный дом Веге на набережной Крюкова, имеющий вход во двор в виде арки, которую поддерживают атланты (вторые по величине в городе на Неве после атлантов Зимнего дворца). Доходные дома Корелина, Никонова, Хренова – сегодня это уже настоящие городские символы.
При таком изобилии красивых домов статус элитных они получают редко. Здания в стиле модерн, которые можно отнести к элитному сегменту, говорит Константин Пороцкий, в Петербурге есть, но в основном это реконструированные дома. Классический пример использования здания в стиле модерн – Толстовский дом. Там есть как элитные квартиры, так и нарезанные из коммуналок студии. В Москве такой симбиоз не работает по вполне объективным причинам. Несмотря на «историчность», если дом в стиле модерн не прошел полную реконструкцию (то есть фактически с полным сносом всего внутри), остаются проблемы с планировками, инженерией, лифтами, далее – парковками и т. д. Для элитного покупателя это неподходящий вариант.
«В столице не существует единого подхода к реконструкции жилых зданий, принадлежащих к определённым архитектурным направлениям, поэтому работа с чертежами, конструктивом, инженерией, совмещением новых решений с оригинальными, зависит от мотивации девелопера, команды архитекторов, позиционирования будущего продукта на рынке, желания вернуться к историческому облику или сделать современный продукт с легким налетом эстетики прошлого», - говорит партнер архитектурного бюро Syntaxis Алексей Зародов. Впрочем, считает архитектор, по своей сути подобные дома в большей степени являются современным жильем, в котором объемно-планировочные характеристики соответствуют актуальным требованиям к премиальным проектам. Оригинальные решения, использовавшиеся зодчими более сотни лет назад не слишком удобны для образа жизни человека в XXI веке. Кроме того, их сложно вписать в экономику проекта и добиться хороших показателей маржинальности. Алексей Зародов отмечает, что даже квартиры в подлинно исторических домах сейчас проходят глубокую адаптацию к реалиям сегодняшнего дня: в неомодерне, как и любой неоклассике можно заложить передовые инженерно-технические и планировочные решения уже на этапе разработки проекта. Преимуществом таких кейсов является то, что они создают ощущения пребывания в старом доме. Однако под внешним слоем незаметно интегрирована передовая инженерия, устройства «умного дома», качественные и безопасные коммуникации и т.д. Человек, приобретающий квартиру в таком доме, получает необходимую атмосферу и высокий уровень комфорта.
«Кейсы в стиле модерн — это всегда эксклюзивные элитные проекты. Например, ар-нуво изначально тяготеет к дорогостоящим природным материалам со сложной фактурой поверхности. При этом важно понимать, что модерн - не догма, а очень гибкий стиль, который можно подвергать глубокой индивидуализации, что особенно ценится владельцами дорогостоящих квартир. Огромная теоретическая база позволяют трансформировать его под практически любые пожелания будущих жильцов, не разрушая основной философии», - говорит Алексей Зародов.
К наиболее удачными и органичными примерам деликатной реконструкции с применением элементов модерна можно назвать проект «Театральный дом» от компании «Галс Девелопмент». Квартал состоит из фрагментов застройки конца XIX века. Со стороны улицы можно увидеть отреставрированные парадные фасады с карнизами, пилястрами и мозаиками ручной работы. Лобби оформлены элементами в стиле ар-деко, люстрами из Богемского стекла. Все это выглядит достаточно органично, а внутри скрывается функционально современное жилье.
Другой интересный проект – клубный дом ЖК Kuznetsky Most 12 by Lalique. В данном случае модерн богато представлен непосредственно внутри здания при помощи интересных дизайнерских решений. Хрустальными изделиями известного французского бренда, который во многом прославил данный стиль, оформлены входные группы, лифты, жилые этажи, лестницы, ванные комнаты. Интерьеры будут выдержаны в стилистике ар-нуво и ар-деко.
Привлекательность стиля оценили современные застройщики, которые с удовольствием используют стилизации «под модерн» или элементы стиля в современных проектах и в Москве, и в Петербурге. И получается у них хорошо. «Из современных проектов можно упомянуть ЖК Bunin, ЖК Mon Cher, ЖК «Булгаков», лоты в которых пользуются популярностью», – рассказывает Анна Раджабова. Именно это, по ее словам, и позволяет утверждать, что участвовавшие в создании этих проектов архитекторы справились со своей задачей.
В Москве есть и еще несколько интересных современных домов, «тяготеющих» к стилю модерн. Один – элитный клубный дом Mon Cher на Большой Якиманке от Capital Group. Дом создан французским декоратором Жаком Гранжем, которому удалось воссоздать в Москве яркий образец парижского модерна с майоликой на фасадах, выдержанной в традициях французского ар-нуво. Проект получился настолько близким к «классическому» модерну, что нередко принимается за реконструированный и восстановленный объект. Но, в отличие от реставрации, преимущество дома в стиле «современного» модерна – в возможности сочетать аристократический фасад с самой современной инфраструктурой, инженерией и планировками.
Красиво вписался в городской контекст и дом на Покровском бульваре в Jugenstil с совами, теперь наблюдающими за современниками. Модерн вдохновил и создателей дома на Врубеля, 4 в поселке Сокол. Подковообразная форма дома – отсылка к эпохе модерна, тесно связанного с творчеством Михаила Врубеля, именем которого названа улица. Обращение к модерну и творчеству мастера – основная ось, на которой строится весь проект. В отделке фасада использованы растительные орнаменты, в отделке общественных зон также будет «врубелевская» тема.
«Оригинальная и запоминающаяся архитектура – один из главных критериев при выборе недвижимости в жилых комплексах высокой ценовой категории. В премиальном сегменте для разработки архитектурной концепции чаще всего привлекают иностранных архитекторов. Они предлагают очень интересные идеи, которые способны повысить ценность локации и придать ей новый смысл. При этом наши специалисты умеют грамотно адаптировать концепцию западного бюро под российские реалии. В таком союзе рождаются действительно уникальные жилые комплексы, в которых учтены лучшие мировые тенденции в урбанистке и архитектуре и запросы наших покупателей», – говорит Руслан Сырцов.
Построенные в последние 5 лет ЖК заметно отличаются от возведенных почти полтора века назад. Современные строительные и отделочные материалы характеризуются высокой энергоэффективностью и зачастую более износостойки и долговечны. «Не стоит забывать, что дом классической постройки не всегда возможно оборудовать умными решениями, в отличие от актуальных проектов», – говорит эксперт.
Существует известное изречение, что «город – это единство непохожих». Можно сказать, что красота любого мегаполиса эклектична, то есть представляет собой смешение разнообразных стилей, в том числе и архитектурных. Именно за счет этого и создается незабываемый образ любого города. И модерн – одна из красивых частей этой идентичности.