Как театр начинается с вешалки, так и дом начинается с входной группы. Сегодня наличием оригинальной входной группы в элитном доме сложно удивить, но HomeHunter решил выяснить, влияют ли отделка лобби и наличие лаунж-зон в элитных ЖК Москвы на продажи, удорожает ли проект дома известное имя дизайнера интерьера входной группы и сформировался ли уже фирменный стиль по отделке входных групп у столичных застройщиков элитного жилья. А также узнать о трендах в этой области.
Лобби и лаунж-зоны, или входная группа дома, – это в некотором смысле «лицо» проекта, поэтому их дизайн входит в число важных факторов при покупке элитной недвижимости, отмечает генеральный директор агентства элитной недвижимости TWEED Ирина Могилатова. «Если входная группа людям не нравится, то они могут и передумать, не купить квартиру даже при всех других параметрах, которые их устраивают», – рассказывает эксперт.
Алексей Чураков, директор департамента Kalinka Design, считает, что отделка лобби безусловно влияет на продажи элитных жилых комплексов. По его словам, лаунж-зона стоит на втором почетном месте при презентации объекта после экстерьера здания.
По словам опрошенных экспертов, наличие лобби и лаунж-зоны влияет на продажи не только в элитных проектах, но и в проектах бизнес-класса. «Сейчас это те опции, которые потребитель считает обязательными. Особенно после полученного во время карантина опыта. Во-первых, многие жители стали использовать лобби как вместо работы «дома, но не дома». Во-вторых, наблюдается явное стремление людей проводить больше времени в пределах собственного ЖК, в том числе использовать лаунж-зоны для детских праздников, встреч с друзьями и т. д.», – отмечает Юлия Тряскина, партнер группы компаний UNK.
Лобби: все зависит от имени
Сегодня многие девелоперы привлекают к отделке входных групп именитых архитекторов и дизайнеров. По словам Алексея Чуракова, чем выше категория проекта, тем большее значение придается дизайну входных групп. Он также отмечает, что участие именитых архитекторов и дизайнеров может значительно увеличить его стоимость для девелопера.
За счет известного имени дизайнера может быть премия к цене на уровне 10–20%, рассказывает коммерческий директор «КОРТРОС-Москва» Дмитрий Железнов. По его словам, благодаря имени архитектора дом можно активнее продвигать, привлекать к нему больше внимания, что положительно отражается на продажах. «Элитный рынок, в принципе, специфический: дома небольшие, всего на несколько квартир. С учетом высоких цен бывает, что темп продаж находится на уровне одна-две квартиры в месяц, а иногда и меньше. Поэтому – да, отделка от известного архитектора дает некую премию к цене, что нивелирует низкую динамику», – объясняет эксперт.
В качестве примера уникальных и интересных входных групп от известных дизайнеров эксперты приводят следующие объекты: Barkli Residence – это проект знаменитого на весь мир американского архитектора Роберта Стерна и его архитектурного бюро Robert A. M. Stern Architects; Noble Row – комплекс из 6 резиденций, первый проект уровня ultra luxury в России, с дизайнерской отделкой от Ralph Lauren, полной меблировкой, дровяными каминами, панорамными видами; лобби и коридоры клубного дома на Арбате Turandot Residences от британского дизайнера Джейд Джаггер.
Noble Row
Также эксперты выделяют входную группу особняка Mon Cher, которая представляет собой атриум высотой 16 метров со стеклянной крышей, в котором расположены стеклянные лифты. Лобби и атриум с панорамными лифтами в Mon Cher выполнены по эксклюзивному дизайну французского декоратора Жака Гранжа (Jacques Grange), сотрудничавшего с Изабель Аджани, Ивом Сен-Лораном и Аленом Дюкассом.
На первом этаже атриума, в зоне гостиной – рояль, дровяной камин, а также антикварная и авторская мебель культового архитектора Захи Хадид, лауреата самой престижной в области архитектуры Притцкеровской премии.
Особого внимания заслуживает дизайн-проект интерьеров общественных пространств в клубном доме «Булгаков», выполненный Aukett Swanke – одной из ведущих международных архитектурных компаний с более чем вековой историей, среди проектов которой реставрация статуи Свободы в Нью-Йорке, небоскреб Trump Tower, офисы Dow Jones и Moody’s в Нью-Йорке. Лобби в клубном доме «Булгаков» представляет собой каминный зал с библиотекой в стиле ампир с собранием лучших произведений мировой литературы. Французская мебель, старинный паркет, мраморные подоконники и гипсовая лепнина отсылают к классическим парижским интерьерам XVIII–XIX вв. Палитра цвета сочетает пастельные и яркие тона, делая более выразительными детали. Природные материалы – дерево, камень, бронза – главные герои элегантного и благородного интерьера, завершающего образ дома.
Zaha Hadid Design
Давид Худоян, генеральный директор Optima Development, считает, что известное имя дизайнера или архитектора придает дополнительную уверенность в качестве и высоком статусе проекта: «От покупателей нашего квартала из девяти премиум-домов «Прайм Парк» мы довольно часто слышим, что на их выбор повлияло в том числе и то, что архитектор проекта – известное английское бюро Dyer, в портфолио которого есть объекты, создававшиеся под эгидой британской королевы».
Здесь живет рояль...
Одним из самых интересных холлов Москвы, созданных в последние годы, Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», считает дом Barkli Gallery. По её мнению, скульптура знаменитого голландского автора Марселя Вандерса является одной из фишек фирменного стиля, который и довольно практичен. «Здесь есть «рояльный» (главный зал), каминный зал с библиотекой, кафетерий с кофемашиной и столиками, – отмечает Ирина Доброхотова. – Вообще, довольно смелый интерьер благодаря многим витиеватостям, но в этом проекте изначально была такая концепция, он даже позиционировался как жилье для поклонников Третьяковской галереи и в целом – живописи и скульптуры».
Дмитрий Железнов приводит в качестве интересного и оригинального формата входной группы Knightsbridge Private Park и «Кленовый DOM». «Knightsbridge Private Park – интересный формат в Хамовниках с очень необычными входными группами. Аристократический интерьер, он как раз от известных мировых архитекторов, – рассказывает Дмитрий Железнов. – «Кленовый DOM» тоже имеет интересные входные группы: в дереве, со вставками из золотистых панелей. Прямо в центре лобби растет настоящий живой 4-метровый краснолистный клен, что создает очень приятную атмосферу».
А Ольга Зыблая, директор по продажам Valartis Group, в качестве примера уникальных и интересных входных групп приводит лобби и коридоры клубных домов на Арбате – Turandot Residences и Artisan. Лобби и холлы Turandot Residences декорированы работами талантливого современного художника Владимира Золотухина, где каждая из гравюр была специально написана для резиденции, а эффектные детали, узоры с восточными мотивами и яркий красный – дань сюжету пьесы «Принцесса Турандот», с одной стороны, и смелый вызов стандартной классике – с другой.
Barkli Gallery
В клубном доме Artisan три лобби, у каждого из которых свой стиль и характер. «Лобби мрамор», «Лобби карагач» и «Лобби латунь» встречают гостей натуральным камнем, ценным деревом и матовой медью. Каждое лобби клубного дома – результат работы настоящих мастеров, не жалеющих ни времени, ни сил на поиск нужной породы мрамора или на шлифовку металла. Они яркие и в то же время функциональные. Все они выполнены в различной стилистике и играют роль ресепшн: везде есть зоны ожидания с креслами и камином. Для декорирования были использованы те же материалы, что и на этажах (латунь, натуральный камень, медь, мрамор).
Ирина Могилатова отмечает, что ей особенно нравится входная группа в доме «Булгаков» в виде гостиной-библиотеки. «Заходишь – ощущаешь себя в уютном жилом пространстве. Удачных примеров множество, но есть и исключения. К сожалению, среди домов постарше встречаются входные группы в духе «Здравствуй, царь!»: все блестит, переливается, просто гимн дурному вкусу».
По мнению опрошенных экспертов, оригинальные и стильные входные группы отмечают специалисты в жилых комплексах «Кленовый DOM», «Булгаков», «Остоженка 11», «На Трубецкой», Knightsbridge Private Park, «Пречистенка 13», «Плотникоff», Barkli Virgin House и других.
Artisan
Технологии вместо консьержа
Общая тенденция при проектировании входной группы, которая действительно прослеживается сейчас, – это создание качественного, уникального, не похожего на других пространства. Как рассказывает Кристина Дудко, руководитель департамента продаж девелоперской компании Glincom, сами лобби при этом могут быть абсолютно разными как по стилю, так и материалам, используемым в отделке. «Прежде всего это вопрос вкуса, однако важно понимать, что стилистические тренды быстро устаревают, а вот лаконичный дизайн и спокойные тона долго не выходят из моды», – отмечает Кристина Дудко. По ее словам, не обязательно наличие стойки ресепшн, консьержа или других привычных атрибутов в зоне лобби – постепенно это уходит в прошлое, физическое присутствие персонала заменяется централизованными диспетчерскими, откуда ведется видеонаблюдение и осуществляется контроль доступа посетителей.
По словам Анны Раджабовой, директора управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум», за прошедшие годы значительно выросло качество как отделки, так и дизайна лобби и лаунж-зон. «Входные группы в домах элитного сегмента, построенных примерно 15–20 лет назад, можно распределить на два вида: «слепили из того, что было» и «все дорогое наденем сразу», – рассказывает Анна Раджабова. – В наши дни создание запоминающихся входных групп с применением высококачественных материалов и эксклюзивным дизайном служит важной линией в концепции проекта». По ее мнению, нередко в востребованных проектах, построенных 10–15 лет назад, наблюдается разительный контраст между качественными материалами и находящимися не в лучшем состоянии элементами.
Давид Худоян, генеральный директор Optima Development, считает, что единый стиль в отделке входных групп в этом сегменте никогда не сформируется, в высокобюджетных проектах одна из важных составляющих – эксклюзивность.
Однако в качестве одной из неприятных тенденций эксперты выделяют рост цен как на материалы, так и на сами отделочные и строительные работы. Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup, рассказывает, что в последнее время рост цен затронул практически все виды строительных и отделочных материалов. «Подорожание обычных стройматериалов составляет от 2 до 10%. Происходит это, в частности, и за счет удорожания сырья. А цены на иностранные финишные материалы премиум-класса, которые используются в отделке элитного жилья, естественно, растут вместе с ростом курсов валют», – отмечает эксперт.
Юлия Тряскина рассказывает, что отделка (в том числе и входных групп проектов) подорожала по двум причинам – подорожание стройматериалов и повышение размера оплаты труда. «Цены на импортные стройматериалы, как и раньше, привязаны к курсу евро, так что с начала 2020 г. рост цен оказался примерно равным снижению курса рубля. При этом пандемия никак не сказалась. Что касается заработной платы, то, напротив, она выросла из-за пандемии. Из-за закрытия границ рабочих-строителей на рынке гораздо меньше, соответственно, в отсутствие конкуренции они запрашивают гораздо большую оплату», – отмечает она.
Turandot Residences
Кроме того, эксперты называют и другую причину повышения стоимости отделки входных групп – увеличение сроков поставки зарубежной продукции. «Дело в том, что в связи с пандемией и карантином европейские фабрики были вынуждены сократить объемы производства, а это увеличило сроки доставки», – рассказывает Игорь Грецов. По словам Анны Раджабовой, производители в том числе мебели и строительных материалов работают не на полную мощность из-за введенных властями ограничений и физически не могут выполнить поступившие заказы, а другой немаловажный момент – нехватка рабочей силы. «Ситуация может складываться таким образом, что даже при наличии материалов их некому монтировать, так как квалифицированные специалисты сейчас на вес золота (нередко в прямом смысле) и их график расписан на долгое время вперед», – дополняет Анна Раджабова.
И цена за квадратный метр, можно сказать, держится – удорожание происходит не более чем на 10%, отмечает Игорь Грецов. По его словам, большинство строительных компаний готовы компенсировать часть затрат за счет своей маржи и предыдущих заказов.
По словам экспертов, общие тренды обустройства входных групп в элитных проектах Москвы – это функциональность, удобство, красота, дорогие и натуральнее материалы в отделке, использование новых технологий в инженерии, автоматизации, освещении, безопасности, шумоизоляции и приватности, а также взаимодействие с известными архитекторами и дизайнерами с целью получить компетентного проводника в мир креативных и при этом рабочих идей реализации объектов высокого уровня для взыскательного покупателя.