История возникновения проекта Cameo, безусловно, продиктована и здравым смыслом, и экономикой, и конъюнктурой рынка не в меньшей степени, полетом фантазии. Многим казалось, что мы выводим на рынок слишком странный и сложный продукт – загородные виллы в центре города. Но динамика продаж показала, насколько благосклонно принял предложение покупатель, а я расскажу, как мы пришли к этой идеи.
Можно сказать, что вводные были такими: земельный участок в центре Москвы на Маяковской и необходимость отстроиться от конкурентов, которые, как всем известно, в основном выводят на рынок клубные дома. Мы уже имели опыт с малоэтажной застройкой (о чем я расскажу отдельно) и здесь изначально планировали возвести таунхаусы на 18 секций. Как и многие наши коллеги, мы выбирали проект на конкурсной основе, предлагая архитекторам в рамках брифа разработать концепцию поселка с таким форматом.
Разработок было немало, но лишь один архитектор – Рубен Аракелян ушел кардинально в сторону от предложенного технического задания, сократил нам проект на одно здание и сделал предложение, от которого мы не смогли отказаться: 17 отдельных вилл (лишь примыкающих стенами друг к другу), но являющихся, по сути, отдельно стоящими домами.
Рубен Георгиевич Аракелян
Руководитель бюро Wall, член Президиума в Союз Архитекторов России, член Совета Фонда «Культурное наследие», преподаватель МАРШ, преподаватель МАРХИ, художник. В числе многих выдающихся проектов можно отметить: реконструкцию Московского Дворца Молодежи, НТО на территории парка Зарядье, участвовал в создании развития концепции Новой Москвы и множества жилых районов.
От премиума к классу de-luxe
Но вернемся к нашему предыдущему опыту, благодаря которому мы решились создать малоэтажный продукт класса de-luxe. Первый наш опыт с подобным малоэтажным форматом в ближайшей локации (Белорусская) – комплекс особняков Art Residence, представленный в продуктовой линейке, как премиум. Этот проект состоит из различных форматов: на территории расположено 9 малоэтажных особняков с одно- и двухэтажными апартаментами, таунхаусами, есть большие площади с террасами и мансарды. Широкий ассортимент в таком случае скорее является неудобством для продаж, с типовыми квартирами работать было бы проще. Но благодаря необычной концепции мы встретили на проекте людей, ориентированных и на сервисную составляющую, инженерию, на детали и фишки, которые в более доступных проектах не играют такой роли, как в дорогих комплексах. Так мы вышли на элитную аудиторию, и опыт взаимодействия с такими покупателями позволил выверить проект Cameo до мелочей. Можно сказать, что премиальный проект – это не просто архитектура, планировки и формат – это концепция, и именно концепция «Арта» дала нам понимание: что хочет получить наш покупатель, какой образ жизни ищет человек, приобретающий «загородный образ жизни» в центре города.
Как застройщик мы стремимся по факту завершения проекта оставлять его на попечение своей управляющей компании и лишь в исключительных случаях обращаемся к сторонним компаниям – например, как в случае с нашим первым элитным проектом Cameo, потому что в этой нише у нас недостаточно опыта. А вот в остальных проектах важно, чтобы атмосферу, сервис, качество жизни поддерживала своя организация, поскольку все заселенные проекты – визитная карточка бренда STONE HEDGE. И сегодня покупатели Cameo часто едут в «Арт» - посмотреть не столько на качество возведенных домов, сколько оценить организацию быта. Еще на этапе концепции мы понимали, что этот проект будет притягивать творческих людей, в жизнь которых плотно интегрировано искусство. Тогда в нашу жизнь вошел теперь уже проверенный временем партнер - Галерея JART. Они имеют статус официального культурного оператора Art Residence и организуют различные культурные мероприятия (эксклюзивные выставки, экспозиции, лекции по искусству). У наших партнеров есть своя штаб-квартира на территории жилого комплекса, они доступны, но при этом их главная ценность в трепетном отношении к жителям. Еще ни разу ни одно мероприятие не проводилось без их одобрения, а для любого девелопера – это очень важно: организовать досуг, но при этом не создать неудобств. Всякая инфраструктура хороша тогда, когда нужна жителям, а не является источником шума и суеты.
Город или загород?
Таким образом, проект Art Residence помог нам воссоздать проекцию нового комплекса еще более высокого уровня. Первые презентации были встречены некоторым недоумением со стороны участников рынка – виллы в городе? Загородный образ жизни? Однако сейчас мы понимаем, что образ жизни в Cameo – именно загородный, а доказывают нашу правоту покупатели. Примерно каждый второй из них – владелец загородного дома.
Несмотря на то, что сегодня пик спроса наблюдается именно в сегменте городских новостроек (и на рынок выведено много новых интересных продуктов) людям, которые уже успели пожить своим домом в приватных коттеджных поселках, невероятно тяжело прощаться с этим образом жизни. Они бы и не прощались, но, увы – необходимость иметь квартиру в Москве для многих жизненная необходимость. Кому-то нужно иметь резиденцию для переговоров и приема гостей, кто-то всю рабочую неделю вынужден находиться в городе, а у многих выросли дети – им пора поступать в ВУЗы, но их еще рано отпускать в свободный полет, да еще в условиях, к которым они не привыкли. Несмотря на высокий класс проекта Cameo, и соответствующую стоимость, – некоторые купили виллу спонтанно, даже бюджета на покупку не было – но он нашелся сразу, как только стала понятна концепция. Например, один наш покупатель приехал из поселка Millennium Park, просто посмотреть необычный формат по совету семейного брокера. И вот когда мы ему все показали и рассказали, он понял, что это компромиссное решение – если и придется жить в Москве, то хотя бы все остальные атрибуты привычного образа жизни сохранятся.
Cameo похож на камерный охраняемый поселок Рублевки или Новой Риги, вилла – это совершенно обособленный дом: со своим входом, цокольным этажом, палисадником, террасой и задним двором, где можно устраивать барбекю. Сразу с улицы осуществляется проезд в подземный паркинг, и резидент практически сразу попадает к себе домой, минуя соседей, если устал и не расположен к общению. К тому же так мы решили вопрос с автомобилями на территории – их там нет, а в распоряжении жителей тихий парк, где можно спокойно прогуливаться вечерами. Сейчас совместно с нашими соседями – застройщиком премиального клубного дома «Долгоруковская 25» мы будем обустраивать зону для выгула собак, такая насущная необходимость позволит расширить территорию для променада. Впрочем, загородный формат в городе хорош тем, что за развлечениями далеко ходить не надо – за ограждением расположены все рестораны, музеи, клубы и театры исторического центра Москвы.
«Не навреди!»
И тут мы плавно переходим к локации. Нас часто с подозрением спрашивают: а что вы снесли на месте, где возводите проект? К счастью, город не потерял ничего ценного – буквально посреди пустыря находилось здание, когда-то принадлежавшее школе, а впоследствии переоборудованное под небольшой офисный центр. Конечно, не застроенные пространства, тоже своего рода ценность, и мы отдаем себе в этом отчет. Но надеюсь, что эта жертва компенсируется внешним обликом, некой художественной ценностью, которую обретет центр «в лице» Cameo. При этом проект, безусловно, выигрывает от такого расположения. Сейчас в центре возводится достаточно много новых проектов, и, это неплохо. Дело в том, что на девелоперов возлагаются обязательства по возведению дополнительной социальной инфраструктуры, кроме того, она появляется естественным путем: в ответ на спрос бизнес стремится насытить его предложением. По соседству расположен большой премиальный проект «Итальянский квартал» - инфраструктура будет доступна жителям, и сейчас мы ведем переговоры о совместных программах и дополнительных опциях, которые сможем предложить нашим покупателям.
В целом, вся окружающая нас застройка – это старинные здания, новые премиальные ЖК и памятники архитектуры. Например, Никольская церковь, которая стала для нас одним из веских аргументов принять решение в пользу малоэтажной застройки. Да, возвести клубный дом на несколько этажей выше вилл, может быть, было бы выгоднее с экономической точки зрения, но так удалось не только спроектировать красивый проект, но и органично встроить его в общий ансамбль застройки, не затмив ее сокровищ. Кстати, немаловажную роль сыграли и государственные программы по обустройству улиц – по мере создания широких тротуаров, прогулочных пешеходных зон, скверов и парков, жизнь в центре города становится все привлекательнее. И если вы захотите приехать и посмотреть проект Cameo – прогуляйтесь до него от станции метро «Маяковская» или «Новослободская» - на этих улицах и в переулках Москва по-прежнему жива. И то, что некоторые получат возможность вернуться к исторической традиции жить здесь своим домом, как во времена купечества, среди редких усадеб и сохранившихся до наших дней особнячков – по-моему, прекрасно.