Если в конце 2010-х доля россиян, продававших или покупавших недвижимость с привлечением риелторов, не превышала 15%, то сейчас с участием профессионалов проходит половина сделок. Оптимизмом, к сожалению, здесь не пахнет: это не «уже половина», а «все еще половина», потому что рынок риелторских услуг по-прежнему далек от того, чтобы считаться цивилизованным и, прямо скажем, честным. И проблемы не только в том, что риелтор зачастую воспринимается как нахлебник, который за относительно небольшой промежуток времени может заработать если не бюджет маленького африканского государства, то вполне себе среднюю месячную зарплату. Проблемы – в отсутствии единых стандартов и прозрачного регулирования рынка.
Наталья Шаталина, генеральный директор сервиса "Синица"
«СИНИЦА» – новый бесплатный сервис покупки новостроек в Москве и Подмосковье и официальный дистрибьютор федеральной системы продаж строящегося жилья Metris.pro. Для покупателей жилья сервис предлагает независимый подбор оптимальных вариантов квартир из всего многообразия объектов на основании клиентского запроса по различным параметрам – бюджету, локации, площади. Среди дополнительных услуг «Синица» – помощь в реализации имеющегося жилья, что обеспечивает максимальный комфорт клиента на всех этапах сделки, которая находится в «одних руках». Для застройщиков и агентств недвижимости сервис предлагает услуги агрегатора Metris.pro, который позволяет автоматизировать рабочие процессы, расширить каналы реализации на регионы и профессиональный круг общения, а также увеличить объемы продаж до 30%, выплачивая комиссию только за совершенную сделку. Сервис «Синица» входит в финансово-промышленную группу «Сафмар».
Взгляд в прошлое
Кому-то может показаться, что риелтор – это изобретение недавнее и ненужное, однако даже во времена СССР люди с таким родом деятельности были, а вот профессии такой не существовало. Конечно, они не занимались сопровождением сделок купли-продажи, ибо жилой фонд принадлежал государству – оно, по сути, выдавало квартиры в долгосрочную аренду. И когда у советских людей возникала потребность решить квартирный вопрос, они обращались не столько в официальную инстанцию – Горжилобмен (он предлагал далеко не самые ликвидные варианты и, по факту, только регистрировал право собственности), сколько к квартирным маклерам – именно так в те времена именовали агентов в сфере недвижимости. Их контакты передавались шепотом из уст в уста, так как услуга была вне закона – участникам грозило наказание вплоть до реального срока с конфискацией. Но факт остается фактом: даже при отсутствии рынка как такового риелторы существовали и умудрялись выполнять свою посредническую роль – разумеется, за комиссию. Что мы имеем теперь?
Наша миссия – комиссия
Со временем непыльная, как может показаться на первый взгляд, работа обрела статус профессии, но не обзавелась стандартами. Множество агентов, самозанятых или работающих на крупных игроков рынка недвижимости, ставят во главу угла не благополучие клиента – продавца или покупателя, а свой заработок. Они стремятся не к тому, чтобы качественно выполнить свою работу, за которую потом получат достойное вознаграждение, а как можно скорее закрыть сделку. Им неважно, что клиент приобрел совсем не ту квартиру, о которой мечтал, не в том жилом комплексе и не в той локации (хотя мог бы, если бы профессионал вовремя его сориентировал и подсказал наиболее ликвидные варианты). А все потому, что у нас до сих пор существует ангажированность брокеров и застройщиков – многим выгодно продавать конкретные проекты, получая за них повышенную комиссию, что в свою очередь остро поднимает и вопросы этики.
Неужели, спросите вы, в других странах все иначе? Давайте посмотрим, ведь там рынок недвижимости насчитывает как минимум сотню лет.
Окно в Европу
Германия – одна из тех стран, что жестко регламентируют деятельность риелторов: стать профессиональным агентом можно только после окончания курсов и сдачи экзаменов. Хитрости и уловки, вводящие клиента в заблуждение, а также допущенные ошибки в оформлении документов – это прямой путь к лишению лицензии.
В Испании все проще – без курсов и лицензии заниматься агентской деятельностью можно, но вот стать членом профессиональной ассоциации не получится. Для начала работы достаточно открыть компанию, известить муниципальные органы о начале деятельности в сфере агентских услуг на рынке недвижимости – и, разумеется, получить от них разрешение на ведение такого бизнеса.
Похожая ситуация в Австрии: достаточно внести в устав фирмы соответствующий вид деятельности – и можно заниматься продажей и арендой любого типа недвижимости.
Арендная недвижимость в Германии, фото: https://inteco-real-estate.com
Новый Свет
В США, пожалуй, риелторам приходится сложнее всего: мало того что необходимо выучить и сдать платный экзамен по национальным законам в сфере недвижимости, которые действуют на всей территории страны, так еще и по законам конкретного штата (то есть при переезде в другой штат экзамен придется сдавать заново). Кстати, одним из условий для получения права риелторской деятельности является отсутствие криминального прошлого. Национальная ассоциация риелторов (NAR) следит за уровнем квалификации агентов и предлагает различные курсы, после которых слушателям присваиваются профессиональные звания.
В Новой Зеландии риелторская деятельность также лицензируется. Более того, у профессиональной организации Property Institute of New Zealand есть этический кодекс продавца недвижимости, за неисполнение которого агентов могут оштрафовать на кругленькую сумму. Интересно, прижился бы он в России?
Апартаменты в Сан-Франциско, США, фото: https://upsidelab-global.com
Выход в Сеть
Развитие Интернета в начале 2000-х и существенный рост цен на недвижимость в Великобритании стали стимулом для развития онлайн-агентств, где продавцы встречались лицом к лицу со своими покупателями. Тогда этот формат предлагал более выгодные условия, в отличие от обычных агентств, а именно: умеренную фиксированную и независимую от стоимости недвижимости комиссию. Сейчас многие, в том числе российские онлайн-площадки, ставшие агрегаторами, предлагают клиентам доступ к поисковым базам бесплатно, а зарабатывают на продвижении объявлений и за счет комиссий от застройщиков и банков за совершенную сделку.
По сути, переход традиционного агентства недвижимости в формат технологичного онлайн-агрегатора не дает клиентам главного – качественного сервиса и человеческого общения с профессионалом, досконально знающим рынок. Поэтому, на мой взгляд, будущее за теми, кто обладает этой синергией – технологичной платформой с широкой базой объектов, работающей как на профессиональных игроков, так и на конечных потребителей, а также качественным и честным сервисом – когда нет заинтересованности, ангажированности, когда агент дает правдивые рекомендации, исходя из потребностей клиента, а не из размера своей комиссии на конкретном объекте.
Недвижимость в Великобритании, фото: rentaved.ru
И, несмотря на то что деятельность риелторов регулируется целым сводом законов – Гражданским кодексом, законами «О защите прав потребителей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», большинство участников рынка считают обоснованной необходимость возврата лицензирования деятельности риелторов, а также обеспечения профессионалам доступа к базам данных в целях проверки юридической чистоты объектов. А озвученная в конце 2020 года инициатива по принятию отдельного для Москвы закона о риелторской деятельности выглядит неубедительно, ведь большинство сделок на вторичном рынке являются межрегиональными, и при наличии различных подходов к регулированию риелторской деятельности в Москве и регионах неизбежно возникнут сложности. Исходя из опыта зарубежных стран, цивилизованный рынок возможен только тогда, когда работают не только правовые, но и этические стандарты. Утопия? Хочется верить, что нет.