Концепцию «элитный дом с квартирами с готовой отделкой», впервые предложенную одним застройщиком в середине первого десятилетия XXI века, ждал оглушительный провал. Покупатели не поняли и не оценили этот продукт, проголосовав кошельком за голые стены «в бетоне». Потребовалось почти десять лет, чтобы к ремонту «от застройщика» в высокобюджетном сегменте новостроек стали относиться гораздо лояльнее. На какие хитрости пошли застройщики, чтобы переломить ситуацию?
Отделка от смелых
Еще несколько лет назад новостройки с отделкой на элитном рынке если и существовали, то, скорее, как исключение. Покупателей в первую очередь интересовало расположение будущего дома, потому застройщики с удовольствием продавали «location, location, location», ограничиваясь отделкой общественных зон, входных групп и благоустройством территории. Вкладывать дополнительные средства в отделку квартир, спрос на которые и так гарантирован уже просто из-за расположения, не было необходимости. Кроме того, считалось, что покупатели элитной недвижимости намеренно приобретают не готовые квартиры, а некое свободное пространство с голыми стенами по периметру, чтобы затем превратить его в «дом своей мечты», спланированный и обустроенный по своему вкусу.
Ситуация началась постепенно меняться с кризисом 2008 года, когда вслед за остановившимся ростом цен почти исчезли и инвестиционные сделки. Поскольку цель покупок стала иной, нежели будущая продажа или сдача в аренду, требования к новостройкам тоже изменились. «Люди не хотят больше жить на стройке, и здесь речь не о ремонте в своей квартире, куда нужно после покупки вложить много сил, времени и денег – а обо всем комплексе в целом, - объясняет генеральный директор компании Vesco Group Алексей Аверьянов. – Дрель в соседней квартире, грязные или обклеенные фанерными листами на долгое время лифтовые кабины, защищающие отделку от порчи строительными материалами, не соответствующие статусу клубного дома рабочие и т.д. – неудобства, которые точно ни к чему покупателям элитных квартир. Да, единичных случаев не избежать, но значительно снизить негативные впечатления от жизни в своем комплексе застройщики могут и смело идут по этому пути».
Смелых уже набралось довольно много. Согласно оценке аналитиков компании «БЕСТ-Новострой», только за последние восемь месяцев доля элитных квартир с отделкой от застройщика по сравнению с прошлым годом увеличилась почти в два раза. В 2017 году такое предложение составляло порядка 13%, в этом году в готовом к заселению виде предлагается почти каждая четвертая квартира.
Разнообразие как стоп-фактор
Спрос на квартиры с отделкой тоже растет, хотя и не так быстро, как предложение. По словам управляющего партнера агентства недвижимости Contact Real Estate Дениса Попова, сейчас готовый продукт предпочитают около 15% покупателей элитных новостроек. Однако это еще не предел роста. И в любом случаев нынешний интерес сильно превосходит тот, что был на заре появления элитных квартир с отделкой – а в истории московского рынка недвижимости известны примеры, когда, казалось бы, такое явное конкурентное преимущество, как полностью отделанная, а значит, готовая к новоселью квартира, сыграло с девелоперами сомнительную шутку.
Одним из них стал застройщик жилого комплекса «Коперник» (введен в эксплуатацию в 2006 году), который решил не просто предложить своим покупателям квартиры с отделкой, но еще и «персонифицировать» их, создав эксклюзивный дизайн-проект для каждой из 113 квартир комплекса. К сожалению, результатом такого подхода стал колоссальный провал: из 113 задуманных проектов реализовать удалось только 15. На практике эта работа оказалась почти неподъемной из-за множества, вроде бы, чисто технических проблем – сложности с поиском нужных материалов, отсутствия специалистов нужной квалификации и т.п. Но основной причиной стало… разнообразие предложения. Покупательские предпочтения оказались более «унифицированными», чем представлял себе застройщик. Потенциальные жители «Коперника» разделились на три основные группы: одним нравились классические интерьеры, вторым хотелось имперского величия, третьи искали чего-то нейтрального, на фоне которого можно было безболезненно бы создать собственный интерьер. Все остальные варианты, предлагаемые застройщиком, оказались им не нужными.
Похожая история произошла и в ЖК «Баркли парк» (введен в эксплуатацию в 2012 году), в котором значительная часть квартир планировалась с готовой отделкой. Но и тут что-то пошло не так, и процесс застопорился. «В итоге спустя некоторое время после начала продаж на вторичном рынке стали появляться лоты без отделки, которые было выгоднее купить, чем переделывать заброшенный ремонт от застройщика», - вспоминает Алексей Аверьянов. Застройщики извлекли урок из ошибок своих коллег и теперь стараются их не допускать. Сегодня девелоперы в вопросах дизайна квартир, и уж тем более элитных, все чаще ориентируются не на собственные представления о прекрасном, а используют маркетинговый подход, изучая предпочтения своей целевой аудитории.
Тренд первый: стилевой минимализм
Главным «стилевым» трендом в отделке элитных новостроек аналитики Contact Real Estate называют минимализм и эргономичность. «Предпочтения покупателей при выборе дизайна в последние годы достаточно серьезно изменились: на смену огромным хоромам с колоннами и лепниной пришли относительно небольшие квартиры и апартаменты с продуманным пространством и функциональными планировками. Сегодня основной целью покупки элитной недвижимости является комфортное проживание, а не желание поразить окружающих размахом и роскошью», - поясняет Денис Попов. Согласна с коллегой и Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой»: «На пике спроса такие стили, как вечная классика, модерн, скандинавский – или в принципе любой европейский – минимализм. Абсолютно утратили свою ценность «кричащие» о роскоши стили – рококо, русский китч. Простой, на первый взгляд, дизайн в последствии дополняется картинами, коллекционными вещами хозяев, мебелью, которые и придают жилью законченный и уникальный вид».
Тренд второй: дизайн от звезд
Несмотря на то, что большинство покупателей теперь тяготеют к простым и лаконичным стилям, в каждый интерьер хочется внести особую изюминку – элитность недвижимости того по-прежнему требует. Для этого к созданию жилых интерьеров активно привлекают звезд мировой величины. Сам по себе такой прием не нов, хотя ранее распространялись лишь на архитектуру комплекса в целом. Первые такие проекты появились в Москве еще в начале 2000-х. В списке именитых архитекторов, разрабатывавших концепции для московских девелоперов - Рем Колхас, Эрик ван Эгераат, бюро Захи Хадид, Фрэнка Вильямса и др. Однако к созданию дизайна и планировочных решений элитных квартир активно привлекать звездных архитекторов застройщики стали совсем недавно.
«Если лет 5 назад на слуху были, пожалуй, лишь Келли Хоппен и Филип Старк, то сейчас можно говорить о коллаборациях с более широким кругом профессионалов – Пьетро Лиссони, Тимом Шепардом, Жаном-Луи Денио», - приводит примеры Ирина Доброхотова.
Денис Попов считает, что эта тенденция возникла в результате серьезной конкуренции на рынке элитных новостроек, и в качестве удачных примеров называет клубный дом Nabokov, все апартаменты которого будут отделаны по проекту британского архитектурного бюро Aukett Swanke, а над дизайном апартаментов комплекса Roza Rossa работали специалисты от итальянского бюро Lissoni Associati. Сотрудничают московские девелоперы и с российскими дизайнерами. Например, интерьерами дома Bunin занималось бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», а комплексом «Полянка/44» - российское бюро Олега Клодта.
Тренд третий: экологичный дизайн
Дубовый паркет в гостиной и спальнях, керамогранит под мрамор в ванной, панели из орехового дерева и зеркальных элементов на стенах, латунные элементы декора, мраморные порталы каминов – перечислять материалы, отделать которыми девелоперы обещают квартиры в элитных новостройках Москвы, можно, кажется, бесконечно. Потому что именно так, по мнению экспертов, выглядит сегодня самый популярный дизайн-проект элитной квартиры – экологичная отделка высокого качества, спокойные тона и простота форм.
Еще один модный и достаточно устойчивый тренд – применение натуральных материалов, выглядящих неброско и в то же время исключительно дорогих. Прежде всего, это натуральный камень простых однотонных оттенков, древесина ценных пород, кожа особой выделки, текстиль из капсульных коллекций с редким рисунком и т.д.
Судя по спросу, этот подход более чем устраивает и будущих жителей элитных комплексов.
«Если отделка в шоу-руме выполнена из очень дорогих материалов и выглядит солидно (в соответствии с ожиданиями и мечтами целевой аудитории о качестве будущей жизни), существенно повышается вероятность выбора именно этого жилого комплекса», - говорят в Vesco Realty.
По их наблюдениям, особо запоминаются покупателям шоу-румы в таких проектах, как Newa Towers, Barkli Gallery, «Вишневый Сад», квартал «I’M на Садовом».
Тренд четвертый: заезжай и живи
Самый свежий тренд, который появился в элитном сегменте совсем недавно, но уже вполне заинтересовал покупателей, - квартиры «под ключ». Квартиры, в которых не только сделана полная отделка, но и установлена сантехника и даже кухонные гарнитуры. Например, ванные комнаты в апартаментах клубного дома Edison House оснащены сантехникой от Villeroy&Bosh, а в башне «Око» в Москва-Сити устанавливаются встроенные кухни от итальянского бренда RIFRA.
По мнению экспертов, времена, когда покупатели элитной недвижимости рассматривали новую квартиру не только как место для проживания в комфортном районе и комфортном социально однородном окружении, но и как некое «поле для творчества» - с авторским ремонтом и авторскими планировками, уходят в прошлое. Новое поколение жителей элитных комплексов становится более прагматичным. Им все меньше хочется тратить время и дополнительные деньги на дизайнерский ремонт и подбор интерьера. Именно в этом направлении и развивается рынок. Ведь чем четче продукт будет соответствовать предпочтениям покупателей, тем успешнее будет каждый новый проект. А не в этом ли цель застройщика?
Текст: Неля Иванова