Застройщики современных жилых комплексов вкладывают в создание лобби от 1,5–2,5% от общего бюджета строительства. Жанна Махова, директор по продукту компании MR Group, рассказывает об эволюции входных зон, а также о том, как они превращаются в полноценную часть инфраструктуры повседневной жизни.
![](/files/images/makhova.jpg)
Жанна Махова, директор по продукту компании MR Group
Еще десять лет назад входная зона новостройки, причем даже не самой доступной по цене, мало чем отличалась от подъездов домов советской эпохи. В комплексах комфорт-класса это было небольшое пространство коридорного типа с почтовыми ящиками и проходом к лестнице и лифтам. В более дорогих новостройках функциональность была такой же, но к ней добавлялась комната с консьержем, а также более дорогие отделочные материалы.
Со временем застройщики поняли, что входная зона жилого комплекса – это почти такая же визитная карточка, как и его архитектура, или во всяком случае в ней есть такой потенциал. Сначала во входные зоны буквально добавили красок – подъезды получили более яркий дизайн. Затем началось расширение пространства входной группы, которая, собственно, перестала быть стандартным подъездом: появились зоны ресепшн, доступ к колясочным или кладовым, высота потолков и площадь помещения увеличились. Так входная зона стала вестибюлем, то есть пространством распределения потоков жителей, гостей и сервисного персонала, в котором можно было на некоторое время задержаться, например, на ресепшене. Около пяти лет назад вестибюль начал трансформироваться в лобби, то есть в более продвинутую по своему функционалу входную зону жилого комплекса. Как и в отельном лобби, здесь появились мягкая мебель, элементы декора, зоны для детей, место чтобы пообщаться, отдохнуть или поработать. Сегодня лобби трансформируются в гранд-лобби – полноценную часть инфраструктуры жилого комплекса.
![](/files/images/grand-lobbi-symphony-34.jpg)
Лаундж-зона в ЖК Symphony 34
За последние три года застройщики все чаще включают гранд-лобби в свои проекты застройки, особенно крупные. Это может быть отдельно стоящий парадный вестибюль всего комплекса или пристроенное здание, в котором сосредоточена некоммерческая инфраструктура дома. Гранд-лобби представляет собой большую входную зону с многочисленными помещениями и рабочими пространствами, которые действуют как своеобразный комьюнити-центр для комплекса. Для своих новых бизнес- и премиум-проектов мы даже используем собственный уникальный стандарт обустройства гранд-лобби. Он предполагает, что в гранд-лобби должен быть определенный набор помещений: ресепшн, санузел, зона с мягкой мебелью, библиотека, зона для приема посылок или постамат, место для работы с ноутбуком и для распечатки документов. Также в гранд-лобби разделяются потоки посетителей и сервисного персонала. В новые элементы гранд-лобби еще могут входить мини-кинозалы, коворкинги, массажные кабинеты, фитнес-залы и т. д. При этом у гранд-лобби есть две важные особенности.
- Первая из них – речь идет о некоммерческом пространстве. Жители могут воспользоваться функциональными помещениями лобби, условно говоря, по записи: провести презентацию или деловую встречу на первом этаже дома, пригласить своего фитнес-тренера или массажиста, организовать киновечер с друзьями. При этом гранд-лобби служит и входной точкой к коммерческой инфраструктуре комплекса, которую застройщики также тщательно отбирают. Мы смотрим на локальный рынок услуг, доступных будущим жителям комплекса рядом с домом, и выявляем недостающие. Например, мы видим, что в районе мало студий йоги, и проектируем помещение для гранд-лобби так, чтобы впоследствии здесь можно было оборудовать такую студию.
- Вторая особенность современных лобби – социальная направленность. Входная зона с широким функционалом становится точкой сбора соседского комьюнити, ведь здесь жители могут общаться и решать важные вопросы, обнаружить друг друга за взаимно интересными хобби от чтения до фитнеса, посидеть в кофе-баре за чашечкой эспрессо. В элитных и делюксовых новостройках в составе гранд-лобби создаются так называемые сигарные или клубные гостиные, где можно собраться узким кругом соседей.
И конечно, гранд-лобби – это красивое пространство. Для его создания привлекаются топовые дизайнеры и архитекторы, над проектом лобби работают не менее тщательно, чем над обликом всего жилого комплекса. Здесь можно встретить дизайнерскую мебель и освещение, картины и другие предметы искусства, дорогие отделочные материалы, современную технику. И этому нисколько не помешали санкции и уход из России западных поставщиков оборудования или отделочных материалов. Скажем, в наших проектах на 90% лобби создаются из произведенной в России продукции. Потребность в импортных товарах возникает редко. Это касается некоторых элементов сантехники, фурнитуры, таких как дверные ручки, отдельно стоящей мебели или светотехники. Девелоперы сейчас также изучают азиатские рынки в поисках новых изделий и материалов для входных зон.
Таким образом, можно сказать, что лобби превращаются в комьюнити-хаб жилого комплекса. Это площадка для формирования локального городского сообщества людей, объединенных не только общим местом проживания, но и одинаковым образом жизни.