Города меняются: рядом с готикой появляется барокко, вслед за которым приходит классицизм, сменяющийся модерном - а впереди уже маячат ар-деко и хай-тек. Из множества архитектурных стилей за рамки своего столетия выходят и остаются в следующих веках немногие. Как же строят сейчас – и какую архитектуру охотнее покупают?
Окна в пол и эргономика
Первые элитные дома, построенные в Москве в середине 90-х годов прошлого века, мало чем отличались от кирпичных «цековских» домов, считавшихся в СССР образцом для подражания. С тех пор прошло больше двух десятилетий, и за это время отечественная архитектура элитной жилой недвижимости совершила качественный скачок.
«От вседозволенности и архитектурной анархии 90-х через освоение новых технологий, через череду удач и ошибок пришло общее понимание, что такое хорошо и что такое плохо, - рассуждает главный архитектор Института гелиотектуры Сергей Непомнящий. - Образцами для подражания и маяками, предупреждающими об опасности, стали не публикации в зарубежных журналах, а объекты на улицах города, которые можно посмотреть, потрогать и всесторонне изучить».
Архитектура меняется вместе с тем, как меняется мир. Показная, вычурная и броская роскошь уходит на второй план, а на первый выходят качество исполнения, содержание и эргономика, уверен Майкл Белтон, управляющий партнер Wainbridge. «Мир движется в сторону упрощения во всех отраслях – в хорошем понимании этого слова, - объясняет он, - поэтому эстетика достигается за счет выверенных пропорций, элегантных линий, применения высококачественных натуральных материалов».
Еще одна архитектурная примета времени: яркие и выразительные решения для входных групп. Общее пространство постепенно выходит из тени, и ему уделяется куда более пристальное внимание, чем 10-15 лет назад. Все больше элитные дома тяготеют к пятизвездочным отелям: нередко авторы проекта предусматривают просторное лобби, включающее произведения современного искусства, а девелопер изначально закладывает в концепцию консьерж-сервис.
«За прошедшие два десятилетия изменились требования к естественному освещению помещений, - говорит Юлия Доброневская, руководитель отдела агентских продаж компании «S.A.Ricci жилая недвижимость». - Жителям домов сегодня хочется как можно больше света в пространстве, поэтому практически во всех проектах стараются сделать максимально высокие окна — в идеале это окна в пол. А еще 10-15 лет назад использовались в основном традиционные оконные проемы».
И этажей поменьше
В недавнем прошлом главным требованием к архитектору жилого элитного проекта было, действительно, наличие красивой картинки с фасадом и планировками квартир. Это продавалось, иногда даже вызывало ажиотаж. Современному покупателю одной квартиры уже мало, он хочет иметь определенный набор услуг, разнообразные пространства – для прогулок, занятий спортом, общения – и все это в рамках своего жилого комплекса.
Логично, что на этом фоне одним из трендов современной архитектуры стало формирование среды, комфортной для проживания, замечает главный архитектор ГК «Интеко» Виталий Волохин.
Теперь еще на стадии проектирования один из главных вопросов, который решает архитектор, звучит так: будут ли заложенные в проекте стандарты комфорта актуальны через несколько десятилетий? Анализу подвергается все, рассказывает директор департамента жилой недвижимости Optima Development Дмитрий Голев: планировки, наличие и состав инфраструктуры, благоустройство дворовых и общественных пространств, системы инженерии и многое другое.
Еще об одном тренде, заметном сегодня, рассказывает Игорь Соломатин, директор департамента маркетинга и рекламы «Лидер Инвест». «Элитная недвижимость возвращается к низкой этажности и небольшим форматам, - говорит он. - Сегмент премиальных небоскребов локализовался в Сити, а в традиционной элитной локации мы видим спрос на небольшие дома».
А там еще немного – и Прованс
Все это так – и тем не менее, спрос состоятельных покупателей на архитектуру разных стилей (читай – на ту самую красивую картинку) никуда не делся, просто в последнее время им мало интересовались. Но стоило только спросить – и выяснилось, что публике вовсе не все равно, как выглядит дом.
Недавно в архитектурном бюро Blank Architects задались вопросом: какие стилевые решения наиболее часто применяют девелоперы в своих проектах? Исследование, проведенное компанией, показало, что в фаворе элементы классического стиля и ар-нуво.
«Видимо, смешение элементов этих стилей, дополнение их деталями стилистики итальянских палаццо и архитектуры Прованса наиболее полно отражает представления покупателей об эстетике современного элитного дома, особенно в клубном формате», - предполагает Лукаш Качмарчик, партнер и главный архитектор компании.
Более подробно вкусы покупательской аудитории изучили аналитики корпорации «Баркли». Здесь утверждают, что стилей, которые предпочитают взыскательные клиенты в элитном и премиум-сегменте, пять – и если ранжировать их по степени популярности, то список выглядит следующим образом: неоклассика, модерн, ар-деко, хай-тек и лофт.
В согласии с природой
Дома, построенные в духе неоклассицизма, никогда не выйдут из моды, уверен Александр Красавин, первый заместитель председателя правления корпорации «Баркли». В пример можно привести «Римский дом» в Замоскворечье (архитектор Михаил Филиппов, застройщик Strabag) и Knightsbridge Private Park в Хамовниках (архитектор Алексей Куренной, застройщик «Реставрация Н»).
Как выяснили в Barkli, которая, кстати, строит Barkli Gallery – неоклассический дом с элементами модерна в декоре, более половины всех покупателей в элитном и премиум-сегменте ориентируются именно на этот стиль. «Современная классика останется актуальной и через пять, и через пятнадцать лет», - соглашается директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Людмила Потапова.
Второе место среди архитектурных предпочтений состоятельных людей, занятых поисками недвижимости, занимают здания в стиле модерн. По данным аналитиков «Баркли», жить в подобном доме желают около 20% респондентов. Яркий современный пример – клубный дом Mon Cher на Якиманке (архитектор Жак Гранж, застройщик Capital Group).
Классический модерн, получивший распространение в конце XIX – начале ХХ века, отличают плавные линии фасадов, использование в конструкции большого количества металла и стекла, а также отказ от обязательной симметрии. Кроме того, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек, в настенных мозаичных панно архитекторы-модернисты используют естественные силуэты растений, морских волн, птиц.
Видеть всех
Третье место среди архитектурных направлений, которым отдают предпочтения покупатели элитной и премиальной недвижимости, принадлежит течению ар-деко. По версии «Баркли», ар-деко притягивает порядка 12% респондентов.
Этот эклектичный стиль, ставший популярным в 20-30-х годах прошлого столетия, отличается от предшествовавшего ему модерна строгой симметрией силуэтов и богатством отделки, предполагает роскошь в отделке фасадов и интерьеров. Среди современных примеров – строящийся дом «Долгоруковская, 15» (проект бюро Apex Project, застройщик «БЭЛ Девелопмент») и «Городские резиденции Spires» (архитектор Ким Ен Гир, застройщик Tekta Group). Сегодня квартирам в таких зданиях, как правило, отдают предпочтение творческие натуры – художники, артисты, музыканты, режиссеры.
Стиль высоких технологий хай-тек, прекрасным примером которого могут служить башни «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» (проект американского бюро Skidmore, Owings and Merrill, застройщик Capital Group) стоит на четвертом месте среди популярных архитектурных направлений в сегменте высокобюджетного жилья. Вложить деньги в такое жилье готов примерно каждый десятый покупатель элитного и премиального сегмента.
Этот стиль, появившийся в конце 80-х годов XX столетия, отличает использование прямых линий и форм, широкое применение стекла и металла, а также серебристо-металлический цвет фасадов. Отношение к этому направлению архитектуры у покупателей редко бывает нейтральным, замечает Александр Красавин. Одни мечтают жить в высокотехнологичном здании с захватывающим панорамным видом на город, другие даже не рассматривают подобные варианты.
Смешать и взболтать
Пятерку самых популярных у покупателей архитектурных направлений недвижимости элитного и премиального сегмента замыкает лофт – индустриальный стиль, который возник в Америке в 40-х годах прошлого века. Тогда промышленные зоны стали выводить из центра Нью-Йорка на окраины, но вместо того, чтобы сносить то, что от них осталось, фабричные помещения начали переоборудовать под жилье. В Москве и других городах этот процесс повторяется уже в XXI веке, в качестве одного из примеров приведем «Рассвет LOFT Studio» – проект «Архитектурной группы ДНК» (DNK ag) и застройщика KR Properties.
Лофты – это простые формы зданий, огромные окна, элементы конструктива фабрик – открытые вентиляционные и водопроводные трубы, необработанная кирпичная кладка, причем все это используется как декоративный элемент отделки. Около 5% респондентов хотят жить в лофт-зданиях – в основном это люди, которые еще не успели обзавестись семьей, а также молодые пары без детей, ведущие богемный образ жизни.
Разумеется, пятью стилями новая московская архитектура не ограничивается. Более того, есть эксперты, полагающие, что в наше время трудно говорить о конкретных стилях – ведь их все поглотил contemporary. «Это не стиль, а набор различных направлений, среди которых ни одно не доминирует», - поясняет Илья Менжунов, управляющий директор «Метриум Премиум». С его точки зрения, отсутствие господствующего стиля вполне коррелирует с эпохой деидеологизации, в которой мы живем. «В отличие от прошлого, двадцатого столетия, сейчас нет и не может быть лидирующего представления о мире – а значит, и об образе жизни в нем», - размышляет эксперт. Продолжая эту мысль, скажем: что угодно мгновенно набирает популярность, а затем так же быстро выходит из моды – и следовать ей поэтому становится невозможно.
Теперь в рамках одного и того же жилого комплекса элементы модерна могут соседствовать, например, с хай-теком, а в некоторых случаях и вовсе получается архитектурный фьюжн. Так произошло, к примеру, в проекте ORDYNKA на Малой Ордынке, 25 (архитектор Антон Хмельницкий, застройщик Insigma), где соединились архитектура исторических памятников XIX века, лаконичный объем бывшей кондитерской фабрики и современные жилые здания в стиле, который застройщик определяет как contemporary luxury.
Но когда-нибудь на смену «джентльменскому набору», вобравшему в себя разные стили, снова придет архитектура идей и принципов. Вряд ли это будет возвращением к прошлому – скорее, неудержимый технический прогресс сделает свое дело, откроет архитекторам новые возможности. Да это уже и происходит: здания начинают печатать на принтерах, у проектировщиков уже есть фантастически удобные BIM-технологии. И что-то еще должно появиться, прежде чем мы увидим на московских улицах совсем другие, сегодня еще никем не прогнозируемые здания.
Марта Савенко