Москва и область
Москва с иностранным акцентом

Москва с иностранным акцентом

14.02.2022

Российская столица не сразу строилась, и потому в ее неповторимом облике сложно выделить какие-то особые черты, типовые лекала. Действительно, Москва эклектична и в ткань многовековой городской застройки вплетены всевозможные мотивы и силуэты, а архитектурный рисунок складывается из разных стилей, эпох и культур. Несомненно, это всегда предоставляло зодчим огромный простор для творчества, позволяло реализовывать самые смелые фантазии и идеи. О том, какую роль в формировании этого облика играют архитекторы с мировым именем, рассказали эксперты HomeHunter.

Приключения итальянцев в России

Привлечение иностранных архитекторов для работы в России – явление не новое, а историческая практика. Например, под руководством итальянских зодчих во главе с Пьетро Антонио Солари перестраивался Московский Кремль в XV в. Именно в то время с Апеннинского полуострова был вызван Аристотель Фиораванти для восстановления Успенского собора. В начале XVIII в. Петр I пригласил Карло Растрелли для работы в новой столице Российской империи, а фактически создателем архитектурного образа Санкт-Петербурга стал итальянец Доменико Андреа Трезини. В конце XVIII столетия Екатерина II привлекла к работе в Петербурге Джакомо Кваренги. В XIX в. в Москве творил Доменико Жилярди, в начале прошлого столетия – Ле Корбюзье и т. д. Традиция «иностранного вмешательства» имеет продолжение и в наше время.

«Участие зарубежных архитекторов в создании проектов в России – отличная возможность для девелопера создать по-настоящему уникальный продукт, на более высоком качественном уровне, с исключительными характеристиками и решениями, – утверждает коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. – Иностранные архбюро работают в Европе, Америке, Азии, поэтому знают новейшие тенденции и современные требования и к отдельным строениям, и к градостроительным концепциям, к организации общественных пространств, они используют интересные сервисы и разработки».

Архитекторам из других стран интересно работать в Москве: во-первых, создавать проект в одном из ведущих мегаполисов мира весьма престижно, во-вторых, сегодня столичные власти и девелоперы готовы к различным творческим экспериментам, в-третьих, задачи, которые ставятся перед зарубежными специалистами, позволяют им повышать профессиональный уровень. В свою очередь девелоперы при сотрудничестве с иностранными специалистами получают уникальную концепцию, создание которой возможно благодаря взгляду со стороны.

Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти, 1475–1479), источник фото: therapy.irkutsk.ru

Все звезды в гости к нам!

В начале наступившего века к нам на самые дорогие и знаковые проекты потянулись иностранцы со звучными именами: Рем Колхас, Жан-Мишель Вильмотт, Норман Форстер, Заха Хадид, Эрик ван Эгераат и др. Испанцы, американцы, французы, англичане, итальянцы, голландцы… Было заявлено много перспективных объектов, за которые они взялись. И вот уже на карте российской столицы появились: Knightsbridge Private Park (Мартин Уоллер), «Бурденко, 3» (Элен Бенаму), Turandot Residences (Jade Jagger), Mon Cher (дизайн-бюро Жака Гранжа Jacques Grange’sOffice), «Легенда Цветного» (NBBJ), «Одиннадцать Станиславского» (McAslan + Partners), ЖК SLAVA и Prime Park (Dyer), Noble Row (Gregory Tuck, Ralph Lauren) и т. д. Наиболее часто иностранные авторы встречаются в «Москва-Сити»: «ОКО» – Skidmore, Owings & Merrill, «Город столиц» – NBBJ, «IQ Квартал» – NBBJ East LLC, башня «Евразия» – Swanke Hayden Connell Architects.

Одним из наиболее известных примеров работы зарубежных архитекторов в современной Москве стало создание делового комплекса Dominion Tower. Глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева рассказывает: «Семиэтажный объем состоит из наслоенных друг на друга тонких блоков, смещенных относительно центра. Этот нестандартный авторский кейс от бюро Захи Хадид является образцом перехода от чистого деконструктивизма к параметрическому подходу проектирования зданий. Самые знаменитые произведения лауреата Притцкеровской премии, такие как Музей современных искусств в Риме, создавались именно с активным применением этих технологий. И строения получили узнаваемые гибкие формы, дизайн которых детально просчитывается на компьютере подобно решению сложного уравнения. Практичность при этом может быть не идеальной, но сами сооружения и их составные элементы словно оживают, создавая самобытное пространство. Подобная философия проектирования подразумевает приоритет формы над разумным бюджетом, простотой строительства и эксплуатации. За авторский надзор со стороны зарубежного бюро отвечал Кристос Пассас, но объект все же пришлось адаптировать к реалиям российского рынка, а сделать это поручили опытному российскому специалисту Николаю Лютомскому. И даже после некоторого упрощения и удешевления его однозначно можно назвать нетривиальным образцом скульптурной архитектуры, узнаваемой почитателями автора».

Стоит назвать имя еще одного архитектора из Великобритании – Дэвид Аджайе, основатель Adjaye Associates, создал проект Московской школы управления «Сколково». По его словам, вдохновением автору послужила суровая русская зима. Основание радикального гиганта – трехэтажный диск, а вот четыре корпуса-параллелепипеда он положил один на другой, чтобы ученики находились в едином пространстве. Здание кампуса с фасадом из стекла 10 разных оттенков получилось ультрасовременным, выражающим инновационный характер российского аналога Силиконовой долины.

Проект музейного центра Эрмитаж-Москва, источник: theartnewspaper.ru

Архитектурный интернационал

С ГК «ИНТЕКО» знаменитый немецкий архитектор Хади Тегерани сотрудничает достаточно давно и на постоянной основе, в 2004 г. они вместе создали архитектурное бюро «БРТ Рус». В частности, на их счету комплекс апартаментов «Лайнер» на Ходынском поле. Интересно также, что напротив него разобьют парк, проектирование которого легло также на иностранцев – итальянскую студию LAND Milano. Кроме того, в этом же районе Государственный центр современного искусства, где ирландская проектная компания Heneghan Peng Architects предложила лучший вариант концепции. А по проекту Хади Тегерани возводится еще один объект «ИНТЕКО» – комплекс апарт-резиденций Balchug Residence на «Золотом острове».

Корпорация «Баркли» также давно взяла курс на сотрудничество исключительно с мировыми звездами строительного дизайна. В частности, по эскизам Филиппа Старка в Barkli Park выполнены полностью все интерьеры холлов, вестибюлей, проект благоустройства придомовой территории, а также 4 типа чистовой отделки квартир. Для комплекса Barkli Virgin House была привлечена известнейший британский дизайнер Келли Хоппен. Роберт Стерн стал идеологом проекта Barkli Residence. Его конек – авторская американская архитектура в стиле неоклассики.

К слову, услугами Филиппа Старка и его студии Yoo inspired by Starck воспользовалась ФСК: в проекте премиум-класса «Дыхание» на Дмитровском шоссе зарубежными мастерами создан дизайн входных групп, мест общего пользования, общедоступной эксплуатируемой кровли и четырех стилей квартир. В самом ЖК расположены собственная библиотека, кинотеатр, ресторан и бизнес-зал для деловых встреч.

Архитектурное бюро Aukett Swanke со столетней историей, заслужившее известность проектами в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Стамбуле, Лос-Анджелесе, представило ЖК «Резиденция Монэ»: его неповторимый внешний архитектурный стиль с применением современных натуральных материалов стал «обрамлением» картинной галереи, погружающей в творчество знаменитого французского импрессиониста Клода Моне. Продуманный до мелочей комплекс элитных особняков «Полянка/44» создан при участии всемирно известного английского архитектурного бюро John McAslan + Partners. Он включает в себя три исторических и пять современных зданий в районе Якиманки, виртуозно вписанных в застройку исторического района. Основатель знаменитой мастерской Taller de Arquitectura Рикардо Бофилл сумел найти применение классическим формам в современной архитектуре четырехэтажного комплекса CLASICO на Олимпийском проспекте. Его земляки из архитектурного бюро Atlantica предложили концепцию застройки «Испанских кварталов». В результате появились закрытые внутридворовые территории, как в Барселоне, пешеходный бульвар с магазинами и кафе по аналогии со знаменитой улицей Рамбла и прогулочная зона, оформленная по мотивам парка Гуэля. Европейский подход нашел отражение и в планировках квартир, имеющих большие панорамные окна и трехметровые потолки.

ЖК Barkli Virgin House, источник: ostrovrusa.ru

Из Страны тюльпанов – с любовью!

Еще один обладатель престижной Притцкеровской премии Рем Колхас (Rem Koolhaas) – автор здания музея современного искусства «Гараж» в парке Горького. Типовой для времен СССР объект 60-х гг. – ресторан «Времена года» – сохранил внутренние объемы и приобрел новый технологичный фасад из поликарбонатных панелей. Своеобразным «выставочным» продолжением российской деятельности зодчего стала реконструкция бывшего здания Центрального дома художника на Крымском Валу, полностью переданного в ведение Третьяковской галереи. Голландский архитектор предложил интересное решение по освоению музейных площадей.

Нельзя не отметить активную экспансию представителей Страны тюльпанов (ныне позиционируемой больше как Нидерланды) в архитектурное пространство Москвы. Да, что-то не удалось реализовать Эрику ван Эгераату («Русский авангард», стадион «Динамо»), тому же Рему Колхасу (жилые кварталы в Хорошево-Мневниках), но, похоже, голландские зодчие сейчас у отечественных девелоперов удостаиваются особой чести.

В подтверждение этому достаточно назвать один из ожидаемых объектов – комплекс премиальных апартаментов RED7 на Садовом кольце. ГК «Основа» решила создать здесь по-настоящему исключительный проект мирового уровня, для чего специально сформировала международную команду. Для выбора архитектурного бюро был организован крупный международный конкурс, участие в котором приняли почти 60 участников. В итоге абсолютным большинством был выбран яркий и ультрасовременный проект от культового архбюро MVRDV из Нидерландов. Их творчество простирается от Роттердама и Амстердама до Сеула, Парижа, Мадрида, Копенгагена, Лиона, Шанхая и Токио.

«Принципиальным моментом было создание проекта, максимально учитывающего историко-архитектурные аспекты района, с учетом его расположения к таким знаковым зданиям, как высотка на Красных Воротах авторства Алексея Душкина и здание Центросоюза, разработанное Ле Корбюзье. При этом особое внимание было бы уделено дому Наркомзема Алексея Щусева, для гармоничного сочетания с которым новый проект позаимствовал красный цвет и некоторые элементы стилистики. По задумке авторов, именно вместе с щусевским творением новый комплекс образует «символические ворота» в центр Москвы», – рассказывает коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков.

По его словам, процесс строительства дома проходил под тщательным контролем со стороны MVRDV. Сегодня яркий «пиксельный» силуэт дома, монолитный конструктив которого в полном объеме был построен в январе, отчетливо просматривается со всех сторон. По окончании этого важнейшего этапа главный архитектор проекта Якоб ван Рейс, основатель MVRDV, специально прилетел в Россию оценить качество работ. Для сведения: дизайн огромного атриума высотой 15 метров, подземного 4-уровнего паркинга и приватного пространства «Небесной гостиной» новостройки создал именитый голландский дизайнер Сабин Марселис.

«Безусловно, привлечение именитых иностранных архбюро обходится дороже – такой проект имеет свою добавленную стоимость. Однако при прочих равных это позволяет ему быть востребованным, стать своеобразным гарантом успеха на рынке. Особенно это касается проектов, концепции которых реализуются где-то впервые. RED7 станет первым для MVRDV, построенным в России», – уточняет Игорь Сибренков. К слову, в ближайшее время ГК «Основа» планирует вывести на рынок новый комплекс бизнес-класса на ул. Намёткина, 10, который будет построен по проекту известного архбюро Mecanoo («Меканоо») из Нидерландов.

Здание школы управления «Сколково», источник: m.fotostrana.ru

Точки роста

«Основная цель для нас как для девелопера – не просто построить качественный и максимально комфортный для жизни будущих собственников проект, но интегрировать его в существующую городскую сеть. Такой и была задача реализации «Поклонной 9» – сложная и амбициозная. С одной стороны, органично вписать дом в застройку Кутузовского проспекта, с другой – создать доминанту, актуальную на многие годы вперед. В итоге наша компания обратилась к международному архитектурному бюро Tabanlıoğlu. Будучи родом из Стамбула, архитектор Мурат Табанлыоглу обладает богатым профессиональным опытом соединения нового и старого, воплощая в жизнь современные стили, делая отсылку к прошлому. Наше сотрудничество с бюро не закончилось на стадии разработки проекта – архитектор постоянно приезжает в Москву и осуществляет авторский надзор на всех этапах реализации. Это всегда диалог и совместная активная работа, поэтому важно слышать, чувствовать и понимать друг друга, только тогда можно добиться успеха», – убеждена коммерческий директор ANT Development Яна Тачалова.

Иностранцы участвуют и в реновации промзон. Так, на территории бывшего автозавода ЗИЛ «Группа ЛСР» воплощает в жизнь проекты двух зарубежных архитектурных бюро с мировыми именами. Архитектурную доминанту района, 150-метровую башню, а также уникальный музейный комплекс «Эрмитаж-Москва» спроектировал известный архитектор Хани Рашид, руководитель бюро Asymptote Architecture (Нью-Йорк). А известное архитектурное бюро из Европы Neutelings Riedijk Architects предложило к реализации жилое здание в 75 метров высотой, особенностью которого станет сохраняемый фасад цеха братьев Весниных.

Все эти проекты в той или иной степени являются знаковыми, достаточно известными, и большинство из них были успешны с точки зрения реализации благодаря совокупности всех факторов: местоположения и окружения, планировок и архитектуры, инфраструктуры, маркетинговой политики, цен, известности застройщика, темпов строительства и проч.

Управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка полагает, что в ближайшие годы стоит ожидать продолжения сотрудничества с зарубежными бюро. Основная масса проектов с большой долей вероятности будет сосредоточена в бизнес-классе, премиальном и элитном сегментах, где требуется тщательная проработка архитектурного облика. «Отдельно отмечу, что Москва регулярно проводит различные международные конкурсы, связанные в том числе и с реновацией. Авторитетным жюри были выбраны проекты концепций новых кварталов, созданные бюро RBTA (район Проспект Вернадского) и Nikken Sekkei (район Хорошево-Мневники) вместе с российскими специалистами. Кроме того, ряд зарубежных архитектурных мастерских (Tony Fretton Architects, Zaha Hadid Architects, Petitdidierprioux Architects и другие) будут разрабатывать облик домов по программе реновации в разных частях Москвы», – комментирует эксперт.

Каждый из проектов, над которым работали иностранцы, отличается от созданных их российскими коллегами. И прежде всего потому, что авторы – носители другой культуры, других градостроительных традиций. Однако возведенные с помощью иностранных специалистов объекты вливаются в архитектурный облик нашей столицы, создавая тот стиль, благодаря которому Москва и выделяется среди других городов мира.

0

Коллекции

Коллекции

Новая коллекция
Редактировать коллекции
Добавить в коллекцию. Коллекции это умная система избранного.
0

История

Просмотрено

Просмотренные объекты.

Валюта

Валюта

Сменить валюту стоимости объектов. По умолчанию выбранная валюта - Российский рубль.

Создание коллекции

Редактирование коллекций

Создать новую коллекцию