7 апреля на общем собрании AREA (Ассоциация агентств элитной недвижимости), состоящей из сорока агентств, специализирующихся на объектах высокого сегмента рынка, был избран президент – Анастасия Могилатова (управляющий собственник компании Welhome). О том, как появилась ассоциация, зачем и кому она нужна, и о том, какие задачи новый лидер считает первостепенными, Анастасия рассказала шеф-редактору HomeHunter.
Анастасия Могилатова, управляющий собственник компании Welhome, президент ассоциации AREA.
Ассоциации AREA – первая в истории элитного рынка организация, объединившая 40 агентств, специализирующихся на объектах и проектах высокого сегмента рынка Москвы и Подмосковья.
– Анастасия, насколько я знаю, оформилась ассоциация в 2020 г., то есть совсем недавно, и впервые за всю историю рынка официально объединиться решили представители именно элитного сегмента. Каковы предпосылки рождения «профсоюза»?
– Неформальная профессиональная группа существовала c 2013 г. – мы с коллегами называли себя Top Brokers Alliance, в нее входило до восьми компаний, объединенных стремлением сообща решать какие-то вопросы, связанные с профессиональной деятельностью. Нас интересовали возможности реализации коммерческих проектов при объединении ресурсов, совместные аналитика и PR и, в целом, меры, направленные на повышение статуса профессии. У нас не было единого мнения, как развиваться, и в какой-то момент деятельность альянса практически остановилась. В 2020 г. те из нас, кто видел развитие профобъединения как сообщества, открытого для всех участников рынка, кто готов работать по определенным стандартам, вошли в инициативную группу по созданию AREA. Сразу же подавляющее большинство известных компаний – участников рынка элитной недвижимости вступили в ассоциацию. Вероятно, импульсом сплотиться стали наши страхи перед будущим на фоне стагнации (предшествующей пандемии), угроз цифровизации и монополии агрегаторов. Мы видим, как меняется наш мир, понимаем, что трансформация профессии брокера идет полным ходом и что контролировать этот процесс можно лишь в том случае, если мы будем не перепуганными одиночками, а станем мощной структурой, способной не только оценивать реалии, но и менять их в контексте открывающихся возможностей. Объясню на конкретном примере: ещё 5 лет назад брокеры были убеждены в своей незаменимости – большинство собственников бизнеса и топ-менеджеров пребывали в уверенности, что, не пройдя весь путь от брокера до управленца, создать свое успешное агентство невозможно. Маркетинг и IT были лишь инструментами для работы. Однако сегодня мы наблюдаем, как маркетологи открывают агентства недвижимости, а агрегаторы заменяют потребителям универсального в прошлом помощника, и уже не смеемся: чтобы отстоять свое, придется расти в отношении навыков, технологий и сервиса.
– И насколько сильны все эти страхи сегодня?
– От многих мы избавились во время пандемии, когда пришлось напрячься и адаптироваться под новые условия. Но я как раз вижу своей основной задачей в качестве президента поиск новых смыслов. Страх – плохая платформа для строительства чего бы то ни было, мы должны увидеть для себя перспективы и возможности.
– А что это за возможности и кому в конечном итоге принесет пользу ассоциация?
– Во-первых, с позиции конечного потребителя наших услуг – продавцов и покупателей недвижимости, рантье, нанимателей, инвесторов – выгода в порядке, безопасности, сервисе. Объединившись, мы решаем важную задачу: чистим рынок. Это касается нескольких аспектов: во-первых, конкурируем мы не друг с другом, а с недобросовестными участниками, которые не обладают нужными компетенциями, чтобы претендовать хоть на какую-то долю нашей работы. Во-вторых, легализовать нашу деятельность на государственном уровне не удается уже много лет, а между тем контроль необходим, и если безопасность сделок не может обеспечить законодательство, значит, это становится миссией профессионального сообщества. В-третьих, одним из важных направлений работы для нас является образование и аттестация брокеров. Некоторые организации уже давно этим занимаются, и мы планируем сотрудничать с наиболее преуспевшими на этом направлении. Так будет формироваться кадровый резерв для компаний-участников, повышаться квалификация действующих специалистов, а главное, нам удастся прийти к единым стандартам, прозрачным схемам взаимодействия, выработать критерии качества работы агентов.
– Тут уже явно прослеживается интерес компаний…
– Безусловно. Но есть еще один важный участник рынка – это непосредственно производитель тех продуктов, что мы продаем, – застройщик. И тут нельзя однозначно сказать, что всем им ассоциация принесет пользу – если быть точнее, то оценят ее те компании, которые стремятся к прозрачному честному партнерству, а не предпочитают работать в мутной воде. Нужно сказать, что все компании в партнерских отношениях с застройщиками вынуждены мириться с рядом ограничений. И это касается не только вполне справедливых требований к продвижению продуктов, есть и другие болезненные моменты. Например, ряд застройщиков требует от нас передачи персональных данных клиентов на этапе их знакомства с объектом. Мало того, что это незаконно, мы еще и понимаем, что таким образом за наш счет партнер стремится создать собственную клиентскую базу из людей, на которых мы тратим годы работы и кучу ресурсов. Одно агентство мало что может противопоставить жестким требованиям взамен возможности продавать объекты первичного рынка, но сообща мы решим эту проблему. Мы не собираемся растрачивать свои силы на борьбу с тьмой, мы планируем множить свет – будем работать с теми застройщиками, с кем у нас совпадают цели и ценности. Например, уже составлен регламент взаимодействия, и те застройщики, которые сочтут его приемлемым, получат лояльность всех профессиональных брокеров рынка элитной недвижимости и понятную единую схему работы с ними. И это не единственный плюс: любому застройщику глубоко не интересна любая конфликтная ситуация между агентствами, но она нередко влияет на осуществление и скорость сделки, не говоря уже о потраченных нервах. И напротив – застройщику выгодно, когда мы можем самостоятельно разобраться между собой, кто привел клиента на тот или иной объект и заработал вознаграждение.
– А какие задачи будет решать ассоциация для самой себя?
– Здесь нет такого четкого разделения, для себя – это же автоматически и для других. Сейчас в AREA сформировано 6 комитетов: по межагентскому взаимодействию, работе с застройщиками, обучению, развитию, разработке МЛС, маркетингу и PR. Все эти направления в полной мере отражают наш бизнес и, надеюсь, будут органично развиваться благодаря тем людям, что их возглавили и всем активным участникам ассоциации.
– Ваш функционал в том, чтобы курировать их работу?
– Нет, я не собираюсь ни курировать, ни наставлять, ни получать зарплату за свою деятельность. Тут такой момент – все мы люди не бедные, привыкли работать с нанятым персоналом и рады бы заплатить да делегировать. Но я хочу, чтобы каждый член ассоциации AREA имел возможность принимать решения, чувствовать за них ответственность, вносил свой вклад в развитие. Только так возникнет чувство причастности к делу, а конструкция обретет устойчивость и силу влияния. Надеюсь, что мои коллеги не вздохнули с облегчением после моего назначения, а уже полны идей и планов, которые мы вместе будем воплощать в жизнь.