Как изменился рынок загородного жилья Московского региона за последние 10 лет, когда ждать появления новых проектов и зачем нужно узаконить работу риелторов, HomeHunter обсудил с новым руководителем департамента загородной недвижимости агентства Point Estate Сергеем Кузнецовым.
Сергей Кузнецов, руководитель департамента загородной недвижимости агентства Point Estate.
Агентство Point Estate занимается продажей и арендой городской и загородной элитной недвижимости Москвы и Подмосковья, а также предоставляет услуги консалтинга. Компания была основана в 2013 г. экспертами рынка недвижимости Павлом Трейвасом и Ириной Калининой. За время работы на рынке Point Estate создало собственную базу объектов – это лучшие предложения квартир, домов и земельных участков.
− Сергей, поздравляем вас с новым назначением. В релизе компании сказано, что оно связано с намерением усилить работу по загородному сегменту. Чем это вызвано?
– Большое спасибо за поздравления. Действительно, учредители компании поставили задачу усилить загородный сегмент, поскольку за последний год спрос в элитном сегменте вырос на порядок, было реализовано большое количество лотов – как старых, достаточно долго находившихся в продаже, так и новых, которые продавались практически c первого показа. Что касается усиления, то речь идет о структурировании работы департамента и внедрении мобильной CRM, ведь в нашем деле очень важны скорость обработки информации и реакция брокеров на нее. Иными словами, объекты должны быть максимально оперативно загружены в базу, изучены и предложены клиентам, так как конкуренция на нашем рынке очень высокая. Кроме того, технологичность позволяет снизить нагрузку брокеров рутинными задачами, потому что агенты должны уделять большую часть времени общению с клиентом и поиску подходящих ему объектов.
– В каких сегментах и бюджетах работает компания? В чем специфика этого сегмента? Что, на ваш взгляд, может подстегнуть застройщиков выйти в Подмосковье с новыми проектами? Какими должны быть эти проекты и где они могут появиться?
– Прежде всего, это, конечно, загородная недвижимость элитного класса. Также в Point Estate есть департамент, занимающийся объектами бизнес-класса (участки и недвижимость от 15 млн до 50 млн руб.). На мой взгляд, имеющийся высокий спрос может вдохновить застройщиков. Учитывая, что за последний год в Московской области было продано много земли, в том числе и под застройку будущих поселков, в ближайшее время стоит ждать появления на рынке новых проектов, включая и высокобюджетный сегмент. Тем более что за последние 5 лет количество новых предложений по Подмосковью существенно сократилось. По моему мнению, в элитном сегменте наиболее востребованными станут компактные объекты – до 350 кв. м и с участками по 15–20 соток, в поселках с хорошей, продуманной концепцией и дизайном. Очевиден повышенный интерес к современным одноуровневым домам, тут можно сказать, что новое, «молодое» поколение покупателей задает тон. Неликвидные, большие дома без инфраструктуры и в неудобной локации уходят в прошлое и не будут пользоваться спросом.
– Какие шаги компания планирует предпринять для «усиления»? Что, на ваш взгляд, нужно изменить – в масштабах рынка, технологиях, чтобы можно было говорить о загородном рынке как об эталоне?
– Как я уже сказал ранее, основной момент, на который мы делаем ставку, – внедрение мобильной CRM. Это даст возможность быстрее обрабатывать входящие заявки, ускорит все процессы внутри компании и увеличит показатели по сделкам и заработанным комиссиям. Если говорить про весь рынок, то, на мой взгляд, стоит уделять больше внимания повышению квалификации брокеров, чтобы они были более подкованными. Мы активно занимаемся этим внутри компании, регулярно проводим юридические тренинги с привлечением сторонних экспертов, чтобы агенты были в курсе всех последних изменений законодательства.
– Вы много лет проработали в элитных агентствах, видели, как они менялись, расскажите об основных изменениях. Как меняется портрет покупателя? Самого брокера? Какие задачи стояли перед агентствами 10 лет назад и сейчас?
– Десять лет назад на рынке премиальной и элитной загородной недвижимости Московского региона работали всего 3–4 крупных агентства, которые оказывали широкий спектр услуг – от брокериджа до юридического сопровождения объектов. Тогда рынок можно было охарактеризовать как быстро растущий, люди покупали объекты, не глядя ни на что. При этом в целом уровень оказываемых клиенту услуг был невысоким. Условно говоря, можно было кое-как сфотографировать дом стоимостью $5 млн на «мыльницу», дать объявление в газету «Из рук в руки» (рекламы в Интернете как таковой практически не было), получить звонок от клиента и выйти на сделку. Я помню, как каждую неделю покупал такие издания и вырезал объявления из журналов. Подборка таких СМИ считалась самой настоящей «библией риелтора». Агентства недвижимости ютились в совсем небольших офисах, юридических отделов не существовало как таковых.
Сейчас, конечно, все по-другому. Рынок стал более-менее цивилизованным, профессиональное ведение объектов согласно проработанной стратегии, с привлечением хороших фотографов – распространенная практика. Вырос и общий уровень брокеров, требования к их компетентности, стало важно знание иностранных языков, поскольку среди клиентов в высокобюджетном сегменте есть и иностранцы-экспаты. При этом задачи, стоящие перед ними, остались теми же, что и 10 лет назад: количество сделок и размер комиссий, принесенных в компанию. Однако теперь стала важна репутация компании, ее «лицо» – этому уделяется много внимания. Покупатели, в свою очередь, также стали более требовательными и грамотными: продать объект без какой-либо экспертизы, тем более быстро, почти нереально.
– Чего, на ваш взгляд, не хватает риелторскому сообществу? Какими вы видите ваших конкурентов/контрагентов? Какие сложности возникают при сотрудничестве и какие вы видите решения?
– Я думаю, ответ напрашивается сам собой: нужно на законодательном уровне принять закон о риелторской деятельности. Мы должны постоянно повышать уровень и риелторского сообщества в целом и каждого брокера в отдельности. Разумеется, важно сертифицировать агентов по недвижимости, чтобы и застройщики, и покупатели/арендаторы были уверены в надежности агента, участвующего в сделке. Пока у нас нет четких правил обслуживания клиентов, существуют риски их обмана и потери денег. Если говорить о наших конкурентах, то хотелось бы видеть их более сильными, чтобы и самим становиться сильнее и двигать наш рынок вперед.