Китай-город для девелопмента, наверное, один из самых непростых районов исторического центра. Старинная застройка с богатой летописью событий и изумительный естественный перепад высот, с одной стороны, делают его одним из самых привлекательных районов Москвы. С другой – «дурная» слава последних лет как места маргинального, связанного с большим количеством скандалов, сложные транспортные развязки и хитросплетения улиц, ограниченные городскими нормативами проезда в центре, сформировали у него репутацию места пробочного и непопулярного для проживания. Новых жилых проектов на Китай-городе почти не появляется, все они наперечет и связаны с реставрацией уже существующих объектов. К тому же за долгие годы у района так и не выработался свой внятный месседж: если на западе Москвы принято селиться дипломатам и политикам, на Арбате, например, – художественной элите и иностранцам, а Хамовники облюбовал бизнес, то аудитория Китай-города – крайне разномастная.
Впрочем, в последние годы район начал оживать: завершается реконструкция Политехнического музея (да и сам он стал современным центром, проводящим лекции и поэтические слэмы), на Славянской площади Hutton Development создает Lumin, на Варварке строятся «Сады Зарядья» – пожалуй, самый малоизвестный проект исторического центра, а на Солянке, 7 в «Доме с атлантами» продаются роскошные квартиры. А еще в Колпачном и Хохловском переулках начинается масштабная реставрация целого комплекса исторических зданий. И это, пожалуй, самое значимое и интересное преображение объектов в этой локации, уже меняющее не только вид, но и репутацию всего района.
Немного истории
Окружение Колпачного и Хохловского переулков, так называемая Ивановская горка, – пожалуй, одно из самых необычных и исторически богатых мест во всем Китай-городе. Много сотен лет назад тут были топь и непролазный бурелом, а дорога до Кремля могла составлять целые сутки. В Древней Руси место стали называть Кулишки, и сегодня о природной особенности почв иногда, в особенности после обильных дождей, напоминают затопленные участки и выходящая из канализации наружу речка Рачка, а о топонимике – храм Всех Святых на Кулишках. Однако со временем чащу расчистили, а в допетровскую эпоху район и вовсе начал расцветать.
Пожалуй, первым заметным именем, повлиявшим на современный облик квартала, стал дьяк Емельян Украинцев – потрясающий дипломат своей эпохи, который в 1686 г. умудрился заключить «Вечный мир» с Польшей и передать по нему Киев в состав России, а внутри самой империи помирить Киевскую и Московскую митрополии. История названия Хохловки, кстати, сама тесно связана с Украиной: за некоторое время до появления ее в истории государства Российского, во времена правления Василия I и его потомков, Москва, а также ее недвижимость стала привлекательна и для иностранцев (вспомним хотя бы Аристотеля Фиораванти и Алевиза Нового – итальянских архитекторов на русской службе, построивших Кремль). И украинцы были первыми из них, кто селился возле стен Белого города. Так у места появилось современное название Хохловка. А еще этимология названия Маросейка происходит отсюда же – как искаженное название Малороссии.
С тех пор исторические здания на Ивановской горке многократно перестраивались, ремонтировались и покупались, чтобы к эпохе расцвета России, концу XIX – началу XX в., создать удивительную эклектику района. Мощь и величие империи, раскинувшейся от Восточной Европы до Дальнего Востока, обеспечивала, прежде всего, ее промышленность. И именно в это время в России решил поселиться один из самых влиятельных предпринимателей той эпохи – Людвиг Кноп. Значение его для отечественной экономики было так велико, что в то время даже ходила поговорка: «Там, где церковь, там и поп, а где фабрика – там Кноп». После его смерти сыновья Андрей и Федор решили разделить наследство и построить свои особняки в Колпачном переулке по адресам д. 5 и д. 7.
Впрочем, палаты дьяка Украинцева к тому времени тоже пережили серьезные изменения (да и вообще облик района сильно поменялся и стал максимально похож на современный вид переулков Китай-города). Здание палат, уже серьезно отреставрированное и отремонтированное после продажи очередными владельцами, размещало в себе московский архив, покинувший его в 1866 г. В 1875 г. дом был передан первой Московской консерватории, основанной Николаем Рубинштейном. Однако тут выяснилось неприятное: акустика и планировки старинных сводчатых палат никак не подходили для концертов и музыкальных экзерсисов. И тогда Рубинштейн предложил перекупить дом своему приятелю – начинающему тогда нотному издателю Петру Юргенсону. Сделка эта напоминала сегодняшнюю льготную ипотеку: Юргенсон приобрел права на здания практически по себестоимости и выплатил всю задолженность в ускоренные сроки. В результате страна получила самое крупное нотное издание, а Хохловка – преобразившийся облик: помимо производства, выписанных из Германии станков и сотен рабочих Юргенсон с семьей сам поселился в доме по адресу Хохловский переулок, 7–9 и даже построил тут флигель для Петра Ильича Чайковского. Всю жизнь их связывала глубокая дружба, и хотя письма музыкального гения чаще носили характер «Любезный друг мой! Соблаговоли же скорее прислать мне 10 (20, 30, 40) рублей серебром за мою последнюю изданную работу – ибо здесь в Париже (Вене, Берлине, Варшаве) невыносимо дерут за постой», великий композитор оставался верен своему издателю и не печатался больше ни у кого. А что же Хохловка? Она к тому времени приобрела свой новый облик, максимально похожий на современный.
Ивановская горка сегодня
Советская эпоха внесла свои неизбежные коррективы во внешний вид и архитектуру переулков Китай-города, а также жизнь его обитателей. Предприятие Юргенсона было национализировано, обитателям особняков по известным причинам пришлось покинуть свои владения, а по адресу Колпачный переулок, 9, стр.1А в 1939 г. была построена школа-институт рабочего движения, которая в 90-е гг. превратилась в офисное здание класса С, одним из характерных арендаторов которого стал меховой салон Shuba (именно его застройщик планирует реконструировать и построить на этом месте бизнес-центр; остальные же здания – объекты культурного наследия – должны быть кропотливо отреставрированы). После революции потомкам Людвига Кнопа пришлось покинуть оба особняка, которые в советские годы видоизменялись без оглядки на их историческую ценность, а располагались в них самые разные заведения. Постепенно оба здания ветшали, а после распада СССР больше повезло особняку Андрея Львовича в доме 5, так как его арендовал ЮКОС и организовал свой дом приемов. Дом №7 же находился в последние годы в плачевном полуразрушенном состоянии. Сегодня проектом реставрации комплекса занимаются знаменитый архитектор и реставратор Алексей Гинзбург и его бюро «Гинзбург Архитектс», а для восстановления исторического облика палат привлечен Георгий Евдокимов, автор реставрации Новодевичьего монастыря – объекта из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, один из лучших специалистов по средневековой архитектуре.
И хотя в связи с реставрацией периодически возникают всплески общественного негодования, ни одно из выдвигаемых застройщику обвинений пока не нашло своего подтверждения. Даже арендаторы и все обитатели Хохловки с началом реновации квартала (в отличие, например, от Бадаевского пивоваренного завода) продолжают оставаться на своих местах.
Пожалуй, главным изменением привычной жизни района стала активизация культурной жизни, которая развернулась на всей Ивановской горке. Хохловка и раньше ассоциировалась с творчеством, порой стихийным и неузаконенным. Однако сейчас тут появилось целое объединение “Арт-квартал Хохловка”, которое курирует всю культурную жизнь квартала и инициирует бесчисленные активности: организует иммерсивные экскурсии и спектакли, занимается паблик-артом на территории квартала, проводит экскурсии, сотрудничает с книжным клубом-магазином “Гиперион” и рестораном Blanc, открывшим свои двери после ремонта для посетителей. Кроме того, уже сегодня организаторы “Арт-квартала Хохловка” начинают привлекать сюда художников на постоянной основе, организуя различные коллаборации. Одними из первых здесь были показаны картины современных московских художниц Аси Феоктистовой, Марии Суворовой и Анны Бирштейн в рамках проекта «Город – территория счастья», подготовленного галереей современного искусства «Вместе» специально для арт-квартала. На днях Федор Елютин, основатель компании «Импресарио», являющийся более 13 лет резидентом Хохловки, организовал здесь танцевальное шоу «Пой, танцуй» совместно с рестораном Blanc и провел выставку картин современных художников вместе со своим отцом, знаменитым арт-дилером и коллекционером Константином Елютиным. Об открытости к инициативам арт-квартала говорит и проведение конкурса на концепцию культурного центра в палатах дьяка Украинцева, который продлится до середины сентября.
Словом, культурная и развлекательная жизнь района уже опережает реновацию квартала. Какое влияние преображение Ивановской горки окажет на сам Китай-город и его имидж? Оценку будущему потенциалу района дают эксперты.
Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева
“Если говорить о том, как его [район Хохловки] можно привести в чувство (а объективно его надо приводить в чувство, – там давно зреет общественный конфликт: это центр города, и молодежь там активно проводит время, а она, как правило, шумная. Есть проблема в Старосадском переулке, где сделали парк “Горка”, который превратился в головную боль для местных жителей. Есть знаменитая “Яма” на Покровском бульваре, которая тоже стала местом притяжения криминального элемента. И есть этот квартал с темными дворами, очень странно существующий сейчас в городе. И мне кажется, что единственный способ как-то привести его в чувство – это аккуратный редевелопмент, то есть создание гостиниц, офисов, музейных, культурных площадок, ресторанов. Но это должно быть очень аккуратное изящное решение, похожее на те, которые применялись в европейских городах, сохранивших свою средневековую структуру. Главное, в том виде, в котором он сейчас существует, он больше существовать не может. Он разрушается на глазах.”
Георгий Никич, член Совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры (АМК), член правления Международной ассоциации искусствоведов (АИС)
“Я вижу будущее квартала зависящим от девелопера, от того, каким образом это место будет управляться. Это же редкое место, когда девелопер имеет возможность работать в целом историческом квартале, который не ограничен забором. Куда как лучше на “АРМЕ” или “Винзаводе”, на “Электросиле”, на “Хлебзаводе”, в разных промышленных зонах, самое важное, что пространство заранее обнесено забором и внутри нет никого чужого. А здесь все проницаемо, маленькое и фактически принадлежит девелоперу. Но общество так не думает: те, кто живут вокруг, те, кто радеют за сохранение исторического наследия, те, кто хочет ходить в ресторан, те, кто хочет оказаться посетителями экскурсий. Можно говорить об интересантах или пользователях этого места...Это очень много разных групп. И очень важно то, как будет действовать девелопер по отношению к этим группам, к этим интересам.”
Антон Хмельницкий, основатель архитектурного бюро AI Studio
“Проекты повторного освоения территории в Европе и во всем мире не только дают вторую жизнь объекту, но часто повышают престиж локации, а также помогают банально сохранить здание. К примеру, в Лондоне, где расположен наш главный офис, реализация все большего количества подобных идей объяснима как охранным статусом территорий и памятников, так и нехваткой земли в центре. Можно вспомнить, например, такие известные истории редевелопмента, как реконструкция старых промышленных зданий в районе Риджентс-парк, превращение бывшего министерского здания в элитный жилой объект 9 Millbank или перестройку района Кингс-Кросс. В последнем в результате редевелопмента в бывшие складские помещения вокзала переехали Лондонский университет искусств и колледж Сент-Мартинс – Мекка для будущих модельеров, а в некогда действующих газгольдерах обосновались элитные апартаменты. Этот проект особенно перекликается у меня с Хохловкой, ведь при условии качественной реставрации Хохловка имеет шанс стать для Москвы не менее важной локацией, чем ее лондонский побратим.”
Обложка: художник Юлия Калмыкова (2019 год), "Из цикла "Дуэты".