Лобби и лаунж-зоны в элитных проектах стали отдельным видом искусства для архитекторов и дизайнеров: именно здесь, по замыслу авторов элитных девелоперских проектов, начинается пространство настоящего дома, и задача творцов – придать этим зонам не только концепцию и философию, но и полезный функционал. Партнер бюро Blank Architects Магда Кмита рассказала редакции HomeHunter о том, из чего состоит продуманное лобби элитного проекта и как дизайнеры и архитекторы создают пространства, которые не хочется покидать.
Переходная зона
Лобби в жилом проекте, вне зависимости от класса – это переходное пространство, которое соединяет город и улицу с каждой квартирой, поэтому правильнее сделать этот переход плавным. Задача архитектора – с помощью геометрии, оформления и функций создать такую общественную зону, которую пользователи будут ассоциировать с собственным домом, но при этом воспринимать как отдельное пространство для своего сообщества. Высокие потолки, детали отделки в индустриальном стиле, элементы дизайна общественных пространств помогают создать благоприятное впечатление.
Все под рукой
В структуре лобби функциональные зоны размещаются рядом друг с другом, но при этом на комфортном расстоянии. Все должно быть вымерено: не более двух шагов от лифта на паркинг или на жилые этажи, зона ожидания должна быть организована с правильной дистанцией посадочных мест, место для персонала (охраны или администратора лобби) должно находиться рядом со входной группой, обеспечивая необходимый обзор сотрудникам. Располагая лифтовые холлы для жилых этажей и паркинга рядом друг с другом, мы упрощаем логистику жителям, и тем самым разгружаем лобби от постоянных потоков людей.
Необязательный ресепшен
Информационные стойки с дежурным администратором еще пять лет назад были обязательной составляющей лобби элитного дома, но сегодня этот функционал уже постепенно уходит в прошлое. Если доступ в дом автоматизирован, как и служба заказа пропусков, а для курьерских доставок предусмотрены камеры хранения для жителей, от опции информационной стойки можно отказаться в пользу более современного консьерж-сервиса, устроенного в мобильном приложении. Освободившееся пространство ресепшен используется для организации кофейного бара и создает хорошее настроение жителям дома.
Красивый быт
В лобби элитного дома тоже хранят коляски и велосипеды, поэтому для того, чтобы различный инвентарь не влиял на эстетику пространства, предусматриваются просторные помещения для хранения, вход в которые организован также из лобби, а не только с подземного паркинга. Такая опция сохраняет привычный комфорт для жителей, и при этом не влияет на визуальный облик дома.
Бренд и идея
Дизайн общих зон не во всем должен повторять стилистику фасадов комплекса – лобби и холлы могут быть созданы иными авторскими коллективами архитекторов и дизайнеров и транслировать новые идеи, созвучные стилистике проекта. Чтобы продумать дизайн лобби, специалисты формируют на этапе проекта мудборды – «доски вдохновения» или превью будущего дизайна и выстраивают эстетику на основе образов, не связанных напрямую с дизайном. Работая над проектом лобби для проекта «Селигер Сити» мы ориентировались на идею узнаваемости корпусов, названных в честь великих путешественников и художников: «Брюллов», «Репин», «Ван Гог», «Кандинский», «Беринг». Лобби художников выполнены в традиционных для картин авторов палитрах, а лобби путешественника «Беринга» – в цвете открытых им мест в мире. Стиль определяет образ внутреннего пространства дома и за счет детально продуманной концепции жители ощущают причастность к уникальному проекту.
Удобство и естественность
Чтобы лобби могли эффективно эксплуатироваться, материалы в отделке выбирают не просто дорогие, но еще и функциональные. Каждый элемент удобен для обслуживания и уборки: это могут быть лаконичные настенные панели, которые легко моются, или светильники, удобные в обслуживании. Актуальной сегодня становится концепция натуральности: вне зависимости от стилистики дома логично использовать в дизайне лобби натуральное дерево и камень, надежные и простые материалы, которые привлекают в том числе фактурами.
В правильном свете
Значительную роль в дизайне лобби играет свет: именно от него зависит, каким перед жителями предстанет интерьер. Интересная идея сегодня – отказ от центрального освещения в пользу напольных или настенных светильников. Такой свет создает уютную кулуарную атмосферу и позволяет правильно расставить акценты в интерьере в соответствии с временем дня или ночи. Стоит отметить, что постоянно приглушенный или тусклый свет в элитных лобби уже уходит в прошлое: сегодня общие зоны создаются в том числе с панорамным остеклением, которое дает естественному свету проникать в помещение днем.
Супер-функция
Лобби — это не просто зона ожидания или встречи с соседями – в проектах высокого класса можно предусмотреть в общественных пространствах дополнительные функции. Так, лобби сегодня – это бар, коворкинг, даже переговорная зона – создать условия для комфортной работы или отдыха можно за счет правильного разграничения зон с использованием ширм или мобильных перегородок.
Вне моды
В погоне за модными трендами дизайнер может выполнить обстановку в лобби с использованием последних концепций. Однако за быстротечными тенденциями скрывается опасность не угадать, как вкусовые предпочтения клиентов изменятся через 2-3 года – именно столько времени проходит от проектирования до воплощения строительного проекта в реальности. Отдавать предпочтение стоит неустаревающим с годами решениям, чтобы проект сохранял индивидуальность. Во многих башнях «Москва-Сити», строившихся в 2000-2010 годов, сейчас можно увидеть устаревшие интерьеры с обилием золота и стали, которые уже не кажутся современными, при этом в те годы казались максимально интересными.
Искусство жизни
Интеграция объектов искусства в пространство общих зон дорогих жилых проектов – один из тех трендов, которые можно обозначить «вне времени». Девелоперам, которые стремятся к уникальности своих объектов, стоит оставить в лобби место для инсталляции, картины или скульптуры. Арт-объект может сопровождаться музейным, экспозиционным подходом к окружению, стать тем, что будет притягивать взгляды. На него можно даже направить прожекторы или выстроить для размещения подиум. При этом легко предусмотреть периодическую смену экспозиции – объекты искусства или художники могут быть авангардными и модными в определенное время, приобретать и терять популярность, но стиль и эффектность останутся.