Похоже, уходящий 2018-й для поклонников элитных интерьеров стал, с одной стороны, годом потрясений – такого «гигантизма» в декоре и бескомпромиссной игры цветами в обивке мебели, на стенах и потолке даже самые эксцентричные дизайнеры не предлагали уже давно. С другой стороны, храбро выстояли в противостоянии с нео-концепциями и по-прежнему актуальны послевоенный модернизм с его округлыми «женственными» формами и венский модерн с кубическими кожаными креслами с обивкой в «квадратик» и в то же время лепниной на стенах и потолках. Кроме того, в интерьеры элитного жилья в этом году практически из «небытия» вернулась полированная мебель, а с ней бархатные портьеры и диванная обивка, и даже этажерки и кашпо для комнатных растений.
Все эти (и не только) решения самые уважаемые дизайнеры мира демонстрировали весь год на престижных интерьерных выставках и салонах, использовали их в оформлении квартир знаменитостей и модных отелей и ресторанов. Не остались незамеченными новые интерьерные тренды и в нашей стране. Однако скорость, с которой российские владельцы элитных квартир и коттеджей готовы менять их дизайн, заметно отличается от мировой. К оформлению жилья высокого класса в России относятся в лучших традициях русской литературы – «с толком, с чувством, с расстановкой».
Чувство стиля
«Для интерьера высокого эстетического уровня характерны те же признаки, что и для качественного дорогого гардероба: безупречность линий, качество материалов, роскошные аксессуары», - говорит Ирина Вилльямс, владелица архбюро AS PRO Williams, рассказывая об основных принципах, которым и следуют архитекторы и дизайнеры, разрабатывая интерьеры для владельцев российских элитных квартир.
С одной стороны, это правило стало аксиомой еще задолго до того, как жилье высокого класса в нашей стране превратилось в «рыночный продукт». В меру представлений о прекрасном роскошными свои квартиры старались делать и те, кто получал элитные квадратные метры в самых пафосных домах Москвы как награду или привилегию, положенные советской «партийно-идейной» номенклатуре.
Однако, судя по фото интерьеров тех времен, то ли ограниченный выбор материалов, мебели и аксессуаров даже для таких «небожителей», то ли отсутствие вкуса или просто недостаточная осведомленность о мировых интерьерных тенденциях, превращали даже самые богатые дома в достаточно однотипные, а то и вовсе скучные помещения с набором «признаков элитного интерьера» - мягкий уголок, телевизор, полированные «стенки».
Были, правда, и оригиналы, которые предпочитали старинную мебель и всевозможные антикварные «безделушки» в виде статуэток, вазочек и картин на стенах. Но и эти квартиры в большинстве своем не выглядели изысканными.
Об интерьере как дизайнерских решениях, которые учитывают не только статус, но и личность будущего жильца элитной квартиры, и мировые тенденции, а главное, над которыми стали работать действительно специалисты, в нашей стране заговорили лет 20-25 лет назад. После того, как элитное жилье вышло на рынок, и получить его в собственность стало можно не только «по долгу службы», но и просто купив его у застройщика.
На протяжении многих лет самым популярным стилем в оформлении элитных квартир оставался классицизм с его исключительно дорогими и исключительно натуральными материалами, роскошными люстрами из хрусталя и лепниной на потолке, обивкой мебели из высококачественного текстиля или натуральной кожи, паркетом, картинами и зеркалами в массивных рамах на стенах. Именно таким представляли себе «достойное жилье для достойных людей» первые покупатели «элитки».
Постепенно, не без помощи профессиональных дизайнеров и архитекторов, рассказывающих своим клиентам о новых интерьерных тенденциях и возможностях, владельцы элитных квартир и домов стали отказываться от музейно-дворцовой элегантности. Не резко, тоже в пользу классики, но уже с приставкой «нео-».
«Создать интерьер, который будет выглядеть достойно и по-настоящему элитно, задача не из простых. С одной стороны, заказчики таких интерьеров могут позволить себе самые дорогие материалы, мебель и аксессуары, а с другой, необходимо очень тонкое чувствование той грани, где «богатства» становится слишком много. Ведь интерьер должен говорить не только о достатке своих хозяев, но и об их хорошем вкусе»,
- объясняет Александр Евдокимов, генеральный директор Французско-Российской архитектурно-производственной компании «София-Декор». - Вот почему несмотря на изменчивую моду, в том числе и в сфере интерьерного дизайна, беспроигрышным вариантом на все времена является спокойная благородная классика, которую всегда можно разбавить аксессуарами и предметами декора. Это могут быть как дорогие картины в тяжелых рамах, коллекции оружия, скульптура и лепнина – так и, напротив, подчеркнуто дизайнерские вещи – например, светильники или современная живопись».
С одной стороны, неоклассика или современная классика, как и ее «старший брат», придерживается четкости линий. В то же время она менее консервативна и менее декоративна в деталях. Квартиры в неоклассическом стиле обычно получаются более минималистичными, поскольку главная дизайнерская задача в этом случае заключается в том, чтобы не перегрузить пространство лишними элементами и создать атмосферу не столько статусности, сколько комфорта и даже, если хотите, безмятежности.
Конечно, были среди владельцев элитного жилья и «революционеры», которые оформляли свои квадратные метры в новомодных стилях типа «лофт», «индустриальный шик», блестящий «гостиничный гламур» или «урбан-кантри». Правда, на общем «классическом» фоне такие решения оказались все же, скорее, исключением из общего правила.
Сам себе дизайнер
Хотя мода на интерьеры по сравнению с модой на одежду или даже автомобили меняется не столь стремительно, «застывшей музыкой» ее тоже не назовешь. Одно из подтверждений тому – тренд этого года. «Концепция «декорированного интерьера» стремительно выходит из моды. Люди хотят сами проявлять себя дизайнерами. Идея стилизованного, нарочито украшенного интерьера с «грамотно» расставленными натюрмортами кажется устаревшей», - говорит Наталья Тимашева, главный редактор журнала ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.
Похоже, эта тенденция не минует и элитный сегмент. Новые поколения владельцев дорогой недвижимости – те самые «игреки» и «миллениалы» - стремятся к индивидуализации не только своего образа жизни, но и пространства, в котором она протекает. Именно поэтому эклектичный интерьер, который еще недавно были не готовы принять родители, для детей сегодня становится тенденцией номер один. Ведь микс стилей и стилистик дает почти безграничные возможности для того, чтобы выразить индивидуальность и личные пристрастия, говорят дизайнеры.
«В отличии от машины и даже одежды, интерьер квартиры или дома делается в первую очередь для себя. Основной вектор, особенно в премиальном сегменте, - «кастомизация» и уникальность, - поясняет Илья Мейтыс, руководитель ARCHKON_HOME STUDIO. - Здесь упор делается не на использование новинок с последнего Миланского салона или громкие имена, а на создание своей, «персонализированной» среды».
По наблюдениям специалистов ARCHKON_HOME STUDIO, в свете новых трендов самыми популярными направлениями, которые, с одной стороны, сочетают в себе комфорт и уникальность, а с другой, присущую в режиме must be элитному жилью дороговизну, сегодня становятся так называемые «гибридные» стили - американская классика, «contemporary», ар-деко, парижский стиль.
«В них хорошо вписывается мягкая мебель компаний Baxter, Flexform, Minotti. Очень интересные решения предлагает фабрика Giorgetti, c которой сотрудничают такие известные архитекторы и дизайнеры, как Массимо Сколари, Леон Крие и Чи Винг Ло, - делится опытом Илья Мейтыс. – Если говорить о мебели для кухни, то здесь сегодня лидируют SieMatic, Aster,Poggen Pohl, Bulthaup. Ну и конечно, Annibale Colombo когда речь идет речь о корпусной мебели».
Наметились ощутимые перемены и в отношении материалов, которые используют дизайнеры для создания элитных интерьеров. Вместе с традиционными и даже обязательными натуральными деревом, камнем и кожей, ставшими своего рода опознавательным знаком дорогого жилья, все чаще в списке появляются и различные инновации.
С одной стороны, в интерьерах по-прежнему используется натуральный мрамор, оникс и агат. В то же время есть примеры, когда при создании элитного дизайна вполне органично используются «демократичные» бетон и террацо (бетон с мраморной крошкой), из которых делаются фактурные аксессуары и мебель, и даже бамбук в качестве напольного покрытия. На очереди в ближайшем будущем стеклоблоки, ламинат и хит 90-х - синтетический мех, считает Наталья Тимашева.
Классика Forever
При всем энтузиазме, с которым новый тренд, призывающий «игнорировать тенденции, персонализировать интерьер и проявлять свои эмоции», распространяется сегодня элитном сегменте, он все же не отменяет и уже зарекомендовавшие себя стили и дизайнерские приемы. Разве что добавляет в них немного благородной легкости, а иногда и изящества.
«Достойным украшением элитных интерьеров станут декоративные панно в стиле Alchymia или Lalique, итальянские межкомнатные двери Bizzotto из цельного массива дерева, с роскошным многослойным нанесением лака и фантазийными ручками из латуни, - делится рекомендациями Ирина Вилльямс. - Нельзя недооценивать и роль освещения в создании особой атмосферы – с этим отлично справляются люстры и светильники Serip. Обязательным дополнением элитных интерьеров является благородный дорогой текстиль от Mastro Raphael и постельное белье класса люкс от Frette. И, наконец, завершающий аккорд – полотна современного или классического искусства. При этом самое важное в создании стильного и роскошного интерьера – то неуловимое волшебство, которое сплавляет материальные вещи в тонкий образ легкого, очень личного, одухотворенного пространства для жизни современного человека».
Для тех же, кто не готов отказаться от классических приемов, проверенных не просто временем, но уже и историей, дизайнеры рекомендуют обратить внимание на еще один элемент декора, способный облагородить и создать атмосферу роскоши в любом интерьере – буазери (фр. boiserie) или скульптурную резьбу с позолотой. Когда-то она украшала исключительно дворцы (такие образцы можно увидеть в Версале и Эрмитаже), а также дома богатейших людей, являясь своего рода символом аристократии. Сегодня резные деревянные панели в более сдержанном исполнении часто используют в интерьерах домашних библиотек, обставленных мебелью из натурального дерева кабинетах, бильярдных и гостиных.
«Помимо доказательства высокого статуса своих владельцев, буазери способны выполнять и сугубо практические функции, – говорит Александр Евдокимов, глава единственной в России компании, которая профессионально занимается интерьерной скульптурной резьбой. - Такие панели могут с успехом сохранять тепло, поглощать шумы, служить ширмой, скрывать секретные ниши и многое другое».
Неля Иванова