Елена Кабешева, коммерческий директор девелопера FIVE, развенчивает миф, что состоятельные люди редко арендуют недвижимость, а также рассказывает, почему предпочтение отдается именно сервисным апартаментам.
Елена Кабешева, коммерческий директор девелопера FIVE
Не одной покупкой едины
Большое заблуждение, что состоятельные люди только покупают недвижимость и гораздо реже арендуют. По данным аналитиков FIVE, у 90% резидентов проекта MANTERA Seaview residence помимо объектов в собственности имеются апартаменты в аренде в различных локациях. Причин отдать предпочтение аренде, а не покупке может быть множество. Бывает, что в собственности у семьи уже есть апартаменты, но появляется желание разместить рядом взрослых родителей, которые хотят навещать внуков. В таком случае возможность снять жилье в том же проекте становится незаменимой. Или, например, нередко бывает, что в той локации, где хотелось бы приобрести недвижимость, предложений нет и можно только арендовать. Именно поэтому часть резиденций приобретается для последующей сдачи и получения операционного дохода. Так, доля тех, кто выразил желание передавать в аренду купленные апартаменты в MANTERA Seaview residence, – 30%.
В Москве формат сервисных апартаментов переживает настоящий бум. По данным Intermark Real Estate, в 2023 г. он обогнал все прочие сегменты по темпам увеличения спроса. По данным Kalinka Group, покупатели ищут проекты сервисных апартаментов с понятной программой доходности, и один из таких редких вариантов на столичном рынке – элитный клубный дом Cult.
Еще один миф – что коллекционную недвижимость, например пентхаусы, редко арендуют. По нашим данным, спрос на пентхаусы и иные объекты коллекционной недвижимости в курортных локациях трехкратно превышает предложение. Для состоятельных арендаторов гораздо важнее комфорт проживания, и они готовы дополнительно заплатить за самую статусную недвижимость.
Молодежь – за sharing
Во многом мировой тренд на расцвет сервисных апартаментов связан с особенностями целевой аудитории арендаторов, которая шире, чем у покупателей. Сейчас возраст снимающих элитную недвижимость начинается с 20 лет – это могут быть стартаперы, блогеры, наследники. У молодого поколения сформировалась философия sharing, когда мобильность жизни и комфорт проживания “в моменте” делают аренду наиболее предпочтительным вариантом.
Сервис, чтобы ни о чем не думать
Наиболее востребованными лотами для состоятельных людей остаются сервисные апартаменты. В России проектов совсем немного, даже в курортных локациях, где на них высокий спрос. Формат позволяет совместить домашнюю атмосферу и высочайший уровень гостиничного сервиса. С одной стороны, в апартаментах будет, к примеру, кухня, чего нет в гостинице (на случай, если всей семьей захочется провести кулинарный вечер). С другой, есть доступ к полноценной инфраструктуре – благоустроенной территории, кафе и ресторанам, спа- и wellness-комплексам, детским бассейнам и пространствам, пляжу. Более того, сервисные услуги позволяют арендаторам не думать ни о каких бытовых вопросах, чего особенно хочется на отдыхе.
Будущее – за сервисными апартаментами
По данным NF Group, сервисные апартаменты – один из наиболее активно растущих сегментов недвижимости в мире. С 2008-го по 2021 г. суммарный номерной фонд апартаментов с гостиничным сервисом вырос с 400 тыс. до 1,3 млн юнитов – на 225%. При этом номерной фонд классических гостиниц увеличился только на 9% – с 16 млн до 17,5 млн юнитов.
В России спрос и уровень цен на элитные сервисные апартаменты как для временного, так и для постоянного проживания стабильно растет. В силу местоположения и рекреационного потенциала наибольшее развитие формат получил в Краснодарском крае, в частности лидер этого сегмента – Сочи. В других регионах страны (Крым, города Калининградской области, Ленинградской области в направлении Финского залива, Республика Дагестан) – это развивающийся тренд, имеющий большой потенциал роста.
Рост спроса в сегменте сервисных апартаментов в Сочи – реальность. Во-первых, в силу инфляционных факторов. А во-вторых, в связи с востребованностью формата и емкостью рынка, а также особым статусом Сочи как курорта. По данным NF Group, число сервисных апартаментов в локации соотносится с действующим гостиничным фондом как 1:15, что вполне соответствует мировым нормам, однако потенциал для роста в сегменте еще есть. Так, например, в Дубае, одном из лидеров среди городов по количеству сервисных апартаментов, соотношение составляет 1:3.
Кроме того, структура комплексных гостиничных проектов с сервисными апартаментами позволяет сформировать устойчивую финансовую модель, которая выдерживает повышенные вложения в инфраструктуру города и самого проекта, тем самым давая возможность активу конкурировать с проектами мирового уровня и развивать локации присутствия, делать их лучше. Сервисные апартаменты, управляемые профессиональными УК, позволяют получать доход резидентам, а также увеличивают поступления в бюджет различного уровня.
С учетом сегодняшней востребованности сервисных апартаментов, при должном закреплении их статуса в правовом поле и поддержке со стороны профессионального сообщества они смогут вытеснить «серый» рынок псевдоинвестиционного предложения, которым являются квартиры, приобретаемые для последующей сдачи в аренду. С этих квартир редко платятся налоги, курортные сборы, в них невозможно наладить необходимый для высокобюджетной аудитории сервис. Сегмент сервисных апартаментов – драйвер курортной недвижимости.