Колонка главного редактора, посвященная пионерам рынка элитной недвижимости.
Что такое риелторский бизнес в России?
Для тех, кто пришел в него сегодня он выглядит солидно: крупные игроки, просторные офисы, регламенты, гласные и негласные правила, такое стройное, обнимающееся на мероприятиях сообщество. Как грибы у мощных стволов компаний со стажем в четверть века вырастают Премии, расцветают земляникой узкоспециализированные издания, пышным цветом цветет питающая и питающаяся трудом брокеров инфраструктура. Меня всегда (ну ок – всего-то с 2006 года) интересовало – кто все это построил? Вы знаете всех этих людей – создателей самых крупных брендов: ИНКОМ, Миэль, Бест, Калинка, Penny Lane, или тот же Blackwood (рынок оплакивает тебя, Кузнеца кадров, мы все любили тебя, даже те, кто там не работал). Так вот мы вроде знаем этих людей, но и не знаем тоже.
Я помню свое первое интервью с Григорием Витальевичем Полтораком. В каждой компании, где работала, я удостаивалась чести нести этот крест – писать ее историю. Перед интервью приближенные Президента мне сказали: «Юля, этот человек совершенно не ориентируется во времени – у тебя 40 минут и отпускай его». Этот человек потрясающе ориентировался во времени.
«Знаешь, что я делаю, чтобы у меня хватало сил на всю эту ежедневную текучку? Я приучил себя засыпать при первой возможности – пусть на 10-15 минут, но так ты перезагружаешься и можешь работать дальше с новыми силами».
С тех пор, работая в офисе, я под усмешки и хихиканье коллег часто засыпаю на 15-20 минут.
Ровно за год до того, как Бест-Недвижимость перешел на франшизу (и лишь спустя годы пережил второе триумфальное рождение благодаря Ирине Доброхотовой) я пришла в кабинет Михаила Яковлевича Гороховского (который вместе с Полтораком создавал БЕСТ). Я чувствовала себя Алисой в стране чудес, плутая по коридорам Корпорации с диктофоном и блокнотом, силясь разобраться, что там происходит, и кто все эти люди. Гороховский смотрел на меня по-отечески жалостливо:
«Вот ты все время натягиваешь рукава свитера. Стесняешься? Мерзнешь? Это все сосуды. Носи колкие свитера, это неприятно, зато полезно для кровообращения, перестанешь кутаться».
Я полюбила такие свитера. И историю рынка – благодаря ему. Гороховский очень хороший рассказчик. Это он рассказал мне, как создатели первых крупных агентств вставали в пять утра и приходили в редакцию «Из рук в руки», сидели в очереди и ждали, когда выйдет из типографии свежий, еще теплый номер с объявлениями о продаже или покупке квартир. Собственно, это и была первая «база недвижимости».
Я часто представляю себе эту картину – в стране развал, 90-е годы оказались крахом надежд для научных сотрудников, инженеров, конструкторов… Это все они, в подавляющем большинстве талантливые инженеры сконструировали наш рынок. И вот тогда эти пионеры рынка – извергнутые из своего привычного разумного мира, осознавшие, что государство их не будет больше кормить, надевали свои затасканные костюмы и шли в редакцию газеты, из которой узнавали, кому они могут быть полезны. И они оказывались полезными, они приносили на первые сделки деньги в коробках из-под обуви (а потом, когда рынок «попер» - комиссию своим женам в коробках из-под телевизора – это рассказал мне один из топов ИНКОМа). Они находили своих первых секретарей среди врачей и учителей, и те вручную составляли списки квартир… Потом первые секретари первых риелторских агентств возглавляли огромные подразделения – call-центры, где девчонки проходили спецназовское обучение.
А знаете с чего начался ИНКОМ?
Сергей Александрович Козловский и его супруга Ольга Алексеевна Руда учились в МАИ. Козловский скорее ученый по складу ума, и кандидат наук. Может быть он так никогда бы и не задумался о создании самой крупной риелторской компании и самого значительного для загородного рынка девелоперского бренда Villagio Estate, если бы однажды перед его женой не встала необходимость расселить коммунальную квартиру, где им досталась, кажется, по наследству комната… Ольга Алексеевна задумчиво рассказывала о том, с каким трудом подбирала альтернативные варианты для своих соседей, как тяжело было договориться с ними, но когда дело было сделано…
«Сергей Александрович всегда парит на какой-то никому недосягаемой высоте, его очень сложно спустить на землю, но тут он очень даже заинтересовался тем, что у меня получилось сделать с таким сомнительным объектом, как наша комната в коммуналке».
«И увидел бог, что это хорошо…» Потом было, как и у всех в то время: маленький кабинет, арендованный в многоэтажном здании на Семеновской, которое вскоре практически полностью заняли сотрудники ИНКОМа, первые компьютеры, люди, на которых поставили… Люди, которые не подвели. Бизнес, как и наша жизнь – это всегда люди. И мы всегда обусловлены людьми, которых выбираем…
После кризиса в 2009 году строительный бум в Подмосковье стал спадать. Козловский достроил все поселки, которые начал, включая «жемчужину» Новорижского направления - Millennium, но мало кто знает, чего мы лишились – «Город-сад», мощная инфраструктурная система, которая бы обеспечивала не только поселки Villagio, но и всю Новую Ригу, так и не была построена. Собственное строительное подразделение (а это бетонный цех, производства плитки и малых архитектурных форм из дерева, газовое хозяйство, департамент строительства дорог и многое другое) – все это он решил закрыть. «А вам не жалко?» - спросила я тогда на интервью. «Что?» - переспросил он, как будто не расслышав вопрос. На этом уровне кандидат наук уже не мыслил моими жалкими категориями. Это мне было жалко, а тому, кто десятилетие изо всех сил содержал такой непростой в управлении актив, было не жалко – он создал то, что создал и это уже никто не сможет отменить.
Георгий Дзагуров
Больше всего историй можно было бы рассказать о Георгии Дзагурове, но, во-первых, это будет не совсем этично – он намного лучший рассказчик, чем я, к тому же самые интересные события я пропустила, работая в том же ИНКОМе с 2008 по 2015 год. А во-вторых, несмотря на разные сегменты, история создания бренда (да и рынка – чего уж там) будет очень похожей на те, что я упомянула выше. Просто жил-поживал один человек. Нет, не так – Человек. Однажды он обнаружил себя стоящим на разъезжающихся пластах земли, и понимая, что строить на ней бессмысленно – начал строить свой бизнес. Кем нужно быть, чтобы решиться на такой шаг? Прагматиком? Инженером? Безумцем… Самое подходящее словосочетание – гениальным безумцем.
Сегодня в зените своей силы молодые собственники молодых компаний. Они совершенно другие ментально: за плечами у них MBA, практика в Лондоне, тонны прочитанных за последние 20 лет бизнес-книг, они дерзки и самоуверены, они атланты, расправляющие плечи. Эти люди тоже мне нравятся, но я думаю, насколько они безумны, чтобы изменить наш рынок в лучшую сторону? Надеюсь достаточно – потому что мне бы хотелось быть рядом с ними, когда они осознают, что созидание – это всегда немного безумие.
Юля Гавриш
в прошлом редактор и корреспондент изданий «Бест-Недвижимость», «ИНКОМ-Недвижимость», PENNY LANE REALTY Life, сегодня – шеф-редактор HomeHunter