Век технологий – это время, когда все меняется довольно быстро. Кнопочный телефон уступил место смартфону, обычный звонок сменился голосовым сообщением. Видеоконтент вытеснил фотографию. Даже довольно консервативный рынок недвижимости за последние три года переживает активную цифровизацию. Архитекторы и проектировщики используют BIM-технологии и искусственный интеллект, создавая облик зданий, в которых мы будем жить в ближайшие десятки лет. Элитная недвижимость всегда была сегментом, где зарождаются тренды. Вместе с HomeHunter опросили экспертов рынка, как меняется архитектура элитных зданий и какие тренды мы будем наблюдать в ближайшее время в облике дорогой недвижимости.
Курс на архитектурное многообразие
«Сейчас четко прослеживается тренд на многообразие архитектурных решений. Такой подход не только интересен самим застройщикам, но и соответствует политике МКА по поощрению создания максимально вариативных решений, порой даже в рамках одного проекта», – говорит Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis, об основном направлении в архитектуре и проектировании современных домов. Жилой комплекс сегодня может включать в себя несколько фасадных паттернов. Не только в рамках одного квартала или пятна застройки, но и в контексте одного здания. «Именно в таком ключе мы разрабатывали новый проект «Петровский парк 2», где нами предложено, а властями согласовано целых семь вариантов фасадов», – поясняет он. Еще один важный тренд, по мнению Алексея Зародова, – создание потенциально цитируемых в будущем архитектурных решений, которые станут триггерными для генерации контента в соцсетях.
Действительно, новая элита – это целое поколение блогеров с их «новыми деньгами». Они хотят иметь не только комфортное и высокотехнологичное жилье, но и владеть объектом, на фоне которого можно сделать эффектное селфи или провести новый стрим в запоминающемся интерьере.
Технологичность и энергоэффективность
«Понятие стиля как такового в современной архитектуре исчезло. На смену стилю пришла технологичность», – считает Евгений Зеленов, главный архитектор концептуального отдела и руководитель Meta – лаборатории проектной компании «Генпро». «Сегодня архитектура скорее подразумевает большое количество сложных высокотехнологичных решений, способных обуздать форму. Раньше изобилие лепнины создавало роскошь и демонстрировало, насколько богат дом, теперь элитность дома выдает скорее более сложная конструкция», – поясняет он. Согласен с ним и Тимур Абдуллаев, основатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM: «Вопрос стиля как такового для девелопера все же вторичен. Во главе угла – эффективность и позиционирование объекта!»
Общемировым трендом высокобюджетной недвижимости Евгений Якубовский, заместитель генерального директора девелоперской компании VOS’HOD, называет устойчивость и энергоэффективность зданий. Это касается как инженерного наполнения, так и используемых строительных и отделочных материалов и последующей эксплуатации здания.
Качеству и структуре инженерии элитного жилья сегодня уделяется особое внимание. Объем, функциональность и методы инсталляции внутренних систем в домах являются маркерами класса проекта, отмечает глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева: «В таких зданиях монтируется эксклюзивное лифтовое оборудование, часто изготовленное по индивидуальным проектам, иногда с приватным доступом на верхние уровни в пентхаусы. Работа вентиляции, звукоизоляция, терморегуляция не должны вызывать даже малейших нареканий со стороны жильцов». Хорошим тоном при создании дорогой недвижимости Николаева считает интеграцию новейших многозадачных систем «Умный дом». Замечая, что, в отличие от стандартных квартир, всю инженерию и элементы необходимо помещать в жилье максимально незаметно, а не просто устанавливать поверх интерьера.
Еще одной мировой тенденцией, по мнению Якубовского, стала ревитализация – стремление перепрофилировать здание, дать ему вторую жизнь, сохранив при этом максимально конструктив, архитектурные особенности и декоративные элементы. “Покупателям нравится новая ниша в московском девелопменте – редевелопмент памятников архитектуры под современное жилье с сохранением и бережной реставрацией уникальных элементов архитектуры и внутреннего убранства зданий», – подтверждает покупательский спрос на такую недвижимость Кристина Томилина, директор департамента продаж городской недвижимости Intermark Real Estate.
Дорогой минимализм
На смену кричащей роскоши пришел дорогой минимализм. Широкоформатное остекление, легкая архитектура, качественная отделка фасадов природным камнем – все это архитектор Евгений Зеленов считает более важными признаками элитных зданий, нежели следование канону стиля. Так, например, в дизайнерском доме ELEVEN от холдинга «РСТИ» порядка 70% фасадной площади дома выполнено из стекла. А в одной квартире может быть до 25 панорамных окон.
«Раньше преобладал брутализм в архитектуре, потому что люди обуздали бетон, научились делать довольно широкие пролеты, но еще не освоили широкоформатное стекло и консольный тип архитектуры. Сегодня же здания, которые строятся, к примеру, в Скандинавии, демонстрируют консоль до 25 метров в длину. Это позволяет создавать строения, которые как бы подвешены во всю высоту, что удивительно. Таким образом, сегодня на первый план выходит приручение технологий», – говорит архитектор.
По мнению Евгения Якубовского, китч и показная неординарность редко соответствуют вкусам современной состоятельной аудитории, сейчас в тренде тихая роскошь, для которой характерно сочетание классических элементов, линий и пропорций с современными технологичными решениями и материалами.
Новая классика
«Что бы ни писали о премиальности своих проектов московские застройщики, по-настоящему премиальная недвижимость была, есть и будет создаваться только в лаконичном, классическом стиле архитектуры. Это даже не тренд, а устоявшаяся догма среди самых взыскательных покупателей элитной недвижимости уже многие годы и века», – настаивает Кристина Томилина. По ее мнению, чем дороже недвижимость, тем ближе она к классическому стилю: «Если мы говорим об ультрадорогой недвижимости, со стоимостью метра от 3 млн руб., то, безусловно, это неустаревающая классика. Если об элитном сегменте – то лаконичный современный минимализм. Если брать нижний сегмент элитной недвижимости, то его стилистику можно называть по-разному – от футуризма до индустриального», – уверена Томилина.
Классическая архитектура, конечно, неустаревающий тренд. Девелоперы не любят рисковать, инвестируя в амбициозные проекты, поэтому на рынке по-прежнему доминирует мнение, что элитная недвижимость должна быть классической.
Алексей Зародов объясняет неустаревающую моду на классику тем, что многие состоятельные люди все еще довольно консервативны. «Впрочем, в своей работе мы стараемся предлагать очень нюансные варианты, через которые сквозит очевидная современность и актуальный контекст прогресса. Вся классика в этих случаях передается очень ненавязчиво и выборочно – через полутона и ключевые коды, минуя прямолинейные решения», – отмечает архитектор.
Представитель Ассоциации AREA и генеральный директор Nika Estate Виктор Садыгов говорит, что в московском предложении элитных проектов преобладает неоклассика. Подчеркивая, что это связано в первую очередь с представлением именно самого девелопера о портрете покупателя, его возрасте и привычке к старому, проверенному временем: «В условиях дорогостоящего проектного финансирования девелоперы просто боятся экспериментировать с архитектурой, чтобы не остаться без продаж». Садыков замечает, что в продаже сейчас много схожих проектов и лишь некоторые смелые компании выпускают что- то выдающееся, например с бионическими формами («Лаврушинский»).
Кристина Томилина, напротив, уверяет, что еще не видела ни одного своего покупателя, который сказал бы: «Вот эта громадина из стекла и металла мне нравится, беру». Она подчеркивает, что предпочтения покупателей в основном сосредоточены в области человеческих, понятных архитектурных форм, привычных глазу, без «наворотов и алогичных деталей».
«Среди всего разнообразия предлагаемых стилей наибольшей популярностью сейчас пользуются модерн, эклектика, минимализм и его различные страновые вариации, а также фьюжн», – резюмирует Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
Любопытно, что, как и десять лет назад, у создателей новых элитных проектов популярны аллюзии и отсылки к излюбленным западным районам и местам. По мнению Алексея Зародова, некоторые застройщики заигрываются в историзм и эклектику, создавая некий маркетинговый продукт в стиле «маленький Париж» или «московская Венеция». «Это негативно сказывается на образе города, контексте современной повестки, да и в целом ощущается как давно отжившие свое идеи», – считает архитектор. Он уверен, элитная недвижимость должна бесшовно встраиваться в городскую ткань и не создавать закрытые анклавы, «выгрызая ценные участки Москвы». Такие проекты, наоборот, должны обогащать пространство, органично встраиваться в морфологию, создавая образ новой, современной и многоликой столицы.
Авторский постскриптум
Несмотря на доступность и стремительность технологий, складывается впечатление, что московский элитный рынок следует скорее за консерватизмом покупательских предпочтений, чем смотрит в будущее, с осторожностью вплетая в историческую городскую ткань новые амбициозные архитектурные проекты.
Между тем в Дубае в 2020 г. напечатали на 3D-принтере двухэтажный жилой дом площадью 640 кв. м. Проект реализован по заказу властей Дубая технологическим стартапом Apis Corе с российскими корнями. В Китае появилось пятиэтажное административное здание, напечатанное по 3D-технологии. Дроны «Яндекса» работают уже несколько лет доставщиками еды. А в июле этого года власти США выдали разрешение на тестирование летающего автомобиля. В Дубае запуск двух площадок летающих такси запланирован на 2026 г.
Все это неизбежно изменит покупательские предпочтения, требования и подходы к созданию элитной недвижимости.
Кстати, один из самых богатых людей в мире Илон Маск решил избавиться от своих шести элитных особняков и приобрел в 2021 г. дом площадью всего 37 кв. м, состоящий из модуля. Его легко сложить и перевезти в любую локацию, которая неизбежно превратится в элитную с появлением такого трендсеттера.