Редакция/ Статьи/ Москва стеклянная

Москва стеклянная

3511
09.01.2019

По оценке Олега Ступенькова, руководителя консалтингово-брокерской компании «Топ идея», доля элитных квартир с панорамным остеклением, которое покупатели еще часто называют «окнами в пол», сегодня на столичном рынке достигает 60%.
И хотя, с технической точки зрения, в нашей полосе, с ее длинной и часто морозной зимой, ценность такого архитектурного решения не очевидна, тренд на «стеклянную элиту» в Москве не спадает.

Так называемые «витринные окна», которые сегодня с легкой руки архитекторов, а возможно, и маркетологов, называют «панорамными», появились в конце XIX века. Первые стекла «в пол» были, конечно, еще не совершенными, но по площади уже вполне внушительными и стали импульсом для развития не только торговой рекламы, но и архитектуры. А в начале ХХ века знаменитый своими революционными проектами французский архитектор Ле Корбюзье настаивал на том, что всякое современное здание просто обязано иметь «ленточное окно, в которое сливаются оконные проемы», поскольку «за счет этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический фасада».

Вскоре «ленточную» идею оценили и проектировщики, которым выпало рассчитывать и чертить конструкции для первых небоскребов — стеклянные стены оказались легче каменных и монтировались намного быстрее. Еще одной оконной революцией стал изобретенный в конце 1950-х годов в Великобритании способ изготовления стекла по флоат-методу.  При таком производстве стекольное полотно формируется из жидкой стекломассы на поверхности расплавленного олова. Поскольку жидкий металл – самая гладкая и ровная из возможных поверхностей, стекло на ней получается таким же гладким и ровным, не нуждается в дальнейшей полировке и безукоризненно воспроизводит любой вид из окна. Нужно сказать, оконное ст

екло производится во всем мире именно по этой технологии и по сей день.

Фото: www.mcity.ru

Во-первых, это красиво

Несмотря на довольно скептическое отношение практиков – специалистов управляющих компаний, которые по долгу службы сталкиваются с «побочными эффектами» полета архитектурной фантазии, на московском рынке элитных новостроек красота одержала основательную победу над практичностью. «Почти все строящееся жилье этого сегмента изначально проектируется с большими видовыми окнами, — поясняет Олег Ступеньков. — Исключение составляют случаи, когда здание возводится среди плотной застройки, выходит на оживленную улицу, или случаи реновации старинных зданий в центре города».

Панорамные окна дают больше света и визуально увеличивают помещения, создавая иллюзию бесконечного пространства и ощущение легкости, говорят архитекторы. «Кроме того, это благоприятно влияет на здоровье и настроение, да и дизайн интерьера воспринимается совсем иначе, — рассказывает основатель и арт-директор компании Glekel Partners, Евгений Глекель. — Панорамные окна не нуждаются в украшении, вид из них сам по себе становится главным декоративным элементом интерьера».

Безусловный рекордсмен столицы по супер-видам, едва ли, ни из каждого окна – небоскребы Москва Сити: Башня Федерация, Две столицы, Око. Вот уж где выражение «весь город как на ладони» превращается из метафоры в реальность, причем, вполне будничную.

Самые красивые виды на исторические же районы Москвы специалисты советуют искать в окнах квартир, расположенных на верхних этажах жилых комплексов, построенных на Пречистенке и Остоженке. Например, в «Barkli Virgin House», «Cooper House», Golden Mile private residences, «Бутиковский, 5», «Opera House» и др. А еще кроме Пречистенки и Остоженки недвижимость с видом на Кремль можно присмотреть на Арбате (Рахманинов, Филипповский, Дом на Хлебном) и в Замоскворечье (Ордынка, 19, Баркли Плаза). Если же хочется начинать свой день с созерцания речных просторов, брокеры рекомендуют обратить внимание на жилые комплексы типа «Аквамарин», «Арбат Тауэр», «Course House» и т.п. Единственное уточнение, о котором напоминают специалисты, искать «видовые квартиры» в таких комплексах, следует на последних этажах.

«Скажем, в Лос-Анджелесе, где круглый год солнце, зелень, прекрасные виды, практически во всех современных частных домах устанавливаются панорамные окна. В Москве же панорамный обзор имеет смысл только на верхних этажах и с видами на природу или центр. Иначе есть риск созерцать «пятьдесят оттенков серого» на протяжении полугода», — предупреждает Евгений Глекель.

Фото: i.ytimg.com

А что там у…

В отличие от голландцев, легко следующих национальной традиции жить с не зашторенными окнами в любое время суток, российские собственники элитных квартир к демонстрации своей приватной территории и жизни на ней, мягко говоря, не очень готовы. Чрезмерная открытость миру и небо под ногами окрыляют далеко не всех. Немало людей, для которых жизнь за стеклянной стеной создает ощущение незащищенности, беспокойства. Человек чувствует себя рыбкой в освещенном аквариуме. Да и вид из окна, ради которого строятся дома с панорамными окнами, может подвести.

«Говоря о панорамных остеклении, мы сразу представляем вид на Кремль или Храм Христа Спасителя. Но в Москве застройка очень плотная, и случается, что видовое окно оказывается обращено к людной улице, просматривается и с земли, и из соседних домов, — делится Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро ARCHKON_HOME STUDIO. — Поэтому, хоть панорамные окна и планируются изначально как открытые, при необходимости их тоже декорируют. Как именно — зависит от стиля, в котором решен интерьер квартиры. В старинных домах с классическими интерьерами будут уместны классические же тканевые портьеры, в современном здании – ролы или жалюзи. Кроме того, многое решает расстановка мебели. Если не всегда хочется видеть перед собой огромное во всю стену окно, можно поставить диван или кресла к окну спинками, а некий зрительный акцент – камин, произведение искусства, телевизор – расположить напротив окна».

Примеров домов, где жильцы, заплатив солидные суммы за квартиры в историческом центре с «видовыми» окнами, вынуждены каким-то образом эти самые окна декорировать, закрывать, обеспечивая собственную приватность, увы, хватает. Мало того, что подобные приемы мало украшают интерьер, маскируя его важнейшие архитектурные детали, не хорошеет от разноцветия окон и фасад здания. Ведь часто идея архитектора в том и заключается, чтобы создать сплошную и однородную стеклянную поверхность, и именно в таком виде дом должен украшать городской ландшафт. Однако стоит хотя бы одному из жителей стеклянной «элитки» проявить «оригинальность» в оформлении окон, цветовая целостность фасада нарушается. А когда таких «оригиналов» становится больше, и вовсе разрушается. Разноцветные шторы, с рисунком и без, разной фактуры и даже формы в итоге создают так называемый «цветовой шум». И вот уже современное здание, вчера еще восхищавшее своей элегантностью, превращается в «лоскутное одеяло» и моментально теряет облик элитного.

В немалой степени именно по этой причине в последние несколько лет девелоперы к панорамному остеклению элитных комплексов относятся довольно щепетильно и используют этот подход на самых верхних этажах своих проектов.

«Апартаменты в «Башне Федерация» расположены очень высоко и далеко от других башен (расстояние до высотных «соседей» составляет более 100 м), поэтому владельцы такой недвижимости полностью избавлены от чужих взглядов. Мало какие городские элитные проекты могут похвастать приватностью такого уровня», — уверена заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе ЗАО «Башня Федерация» Анастасия Суханцева.

Фото: i.ytimg.com

Тепло ли тебе, девица?

Огромные окна жилых зданий позапрошлого столетия демонстрировали не только хороший вкус архитектора и жильцов, но и их статус. Протопить дом с такими окнами дровяными или угольными печами было по карману не каждому, да и стекло по-прежнему стоило очень дорого. Однако индустрия производства окон за это время настолько «продвинулась», что вопрос сохранения тепла хоть и не отпал совсем, но совершенно точно перестал быть «краеугольным камнем».

Сегодня трудно представить, но окна в том виде, в котором они хорошо нам знакомы, появились относительно недавно. Очень долго они представляли собой просто сквозные проемы в стенах, которые при необходимости закрывались щитами-ставнями. Первые окна со стеклами – толстыми, пузырчатыми и круглыми – появились лишь в раннем средневековье. Плоское стекло делать еще не умели, приходилось сначала выдувать стеклянный шар, а потом его сплющивать. Несколько таких стеклянных кругов собирали в деревянную раму – это и было окно.

Дешевле, конечно, было затягивать окно тканью, пропитанной маслом или воском – она не промокала, не продувалась ветром, но частично пропускала свет. На Руси чаще использовали растянутый бычий пузырь или куски слюды.

Постепенно мастера научились делать более-менее плоские куски стекла (раскатывая его, как тесто), но оно по-прежнему лишь частично пропускало свет, да и куски выходили совсем небольшими. Чтобы получить высокое готическое окно, приходилось собирать в металлической раме-каркасе десятки, а то и сотни мелких стеклышек. Даже при строительстве Версаля в 17 веке, когда «король-солнце» Людовик XIV пожелал иметь во дворце огромные окна, мастерам пришлось потрудиться, чтобы создать иллюзию цельных стекол, украшенных декоративными решетками.

Настоящие оконные стекла – такие, какими мы их знаем – появились лишь в XIX веке вместе с настоящей стекольной промышленностью. Качество стекла заметно улучшилось, оно стало прозрачней, листы его увеличились, частота оконных переплетов уменьшилась – окно, бывшее прежде лишь источником света, превращалось в раму живой картины, вида, который стал теперь особенно цениться.

«Безусловно, у стекла коэффициент теплопроводности выше, чем у других материалов. Но современные технологии строительства и эксплуатации успешно эту проблему решают. Во-первых, количеством стекол в стеклопакете. Двойной, а тем более, тройной стеклопакет намного лучше сохраняет тепло, чем одинарный, сводит теплопотери к минимуму. Существуют также специальные отражающие напыления, которые наносятся на внутреннюю сторону стекла и отражают тепло обратно внутрь помещения, — объясняет Андрей Филиппов, директор по эксплуатации УК Colliers International. – И, конечно, при сплошном остеклении используется другая система отопления, нет привычных нам радиаторов. Отопление скрывается в полу, в специальных нишах, кроме того, используется тепловая завеса сверху (падающие воздушные потоки). Поэтому, в квартирах с панорамным остеклением при грамотной организации отопления так же тепло и комфортно, как в любых других».

Не говоря уже о том, что в окнах от пола до потолка, как правило, не делают фрамуг и форточек. Открыть такое окно, чтобы проветрить комнату, не получится. Поэтому в таком доме действует централизованная система принудительной вентиляции. Мощные приточно-вытяжные машины забирают из помещений отработанный воздух и нагнетают свежий с улицы. Здание пронизывают вертикальные вентиляционные шахты и горизонтальные вентиляционные каналы. Организованы они таким образом, чтобы в холодное время года воздух с улицы по пути в квартиру нагревался воздухом, выходящим из нее. В жаркий сезон входящие потоки, наоборот, охлаждаются, а при необходимости и увлажняются. «Более того, принудительная вентиляция и кондиционирование решают проблему нагревания квартиры через огромные окна летом. Но остается проблема чрезмерной инсоляции в особенно солнечные дни», — говорит Андрей Филиппов.

Виктория Беляева

При перепечатке материала ссылка на источник обязательна.